\1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей муз. практики (т. е. сочинения, исполнения и восприятия музыки) и обычно фиксируются нотными и др. знаками. Формы проявления С. в музыке обусловлены нац. своеобразием муз. культуры, особенностями развития ладогармонич. системы, сложившимися требованиями к муз. слуху. На формирование муз. С. значит. влияние оказали акустич. свойства муз. звука (напр., феномен натурального звукоряда); муз. С. отражает наиболее типичные для господствующей ладовой системы звуковысотные связи, хотя и не включает в себя функциональные ладовые, гармонич. отношения между звуками. На определённом этапе развития муз. культуры С. может стать основой для возникновения новых ладовых систем. Известны 5-ступенные и 7-ступенные (в пределах октавы) темперированные С. в Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в музыке народов арабских стран, 22-ступенный С. в Индии и др. В Европе в период развития одноголосия применение получил 7-ступенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй. В процессе развития хор. многоголосия возникла необходимость в чистом С., к-рый был предложен муз. теоретиками 16 в. (Л. Фольяни, Дж. Царлино - Италия). Дальнейшее развитие ладотональной системы - увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций - привело к неравномерным темперациям (16 в.), а затем - к 12-ступенной равномерной темперации, осуществившей энгармонич. равенство звуков (см. Энгармонизм) и повсеместно утвердившейся в 18 в. С. в музыке можно выразить рядом чисел (напр., последовательностью простых дробей); такой математич. ряд показывает соотношение частот звуков - во сколько раз частота верхнего звука в интервале больше частоты нижнего или как настроены источники звука, образующие при колебании тот или иной интервал: полутон, целый тон, полтора тона и т. д. Напр., в чистом С. это будут соответственно следующие числа: 16/15, 9/8, 6/5, в 12-ступенном равномерно- темперированном - 21/12, 22/12, 23/12 (или 1,0595; 1,1225; 1,1892). С. может быть выражен последовательностью частот, соответствующих каждой ступени звукоряда в данном С. Напр., в чистом С. от а1 = 440 герц звук b1 будет равен 469,28 герц, h1 - 495, с2 - 528, в 12-ступенной темперации эти же звуки будут иметь другие значения: 440; 466, 16; 493, 88; 523, 25 герц. Математич. С. в музыке используется при изготовлении муз. инструментов (определении длины трубки или кроны духовых инструментов, места сверления отверстий на них, установки ладов на грифе струнных щипковых инструментов и т. п.), при их настройке, для контроля за точностью исполнения в ансамбле (хоровом или инструментальном), в процессе воспитания слуха. Т. о., математич. С. отражает важную тенденцию к стабилизации, точной фиксации высоты звуков и тем самым превращается в выражение нормы этих отношений. Точный С. может быть воплощён лишь на инструментах с фиксированной высотой звуков (орган, фортепиано, электромуз. инструменты и т. п.). В пении, при игре на нек-рых инструментах (скрипка, флейта, труба и т. п.), как показали исследования Н. А. Гарбузова, складывается т. н. зонный С. (см. Зона), к-рый отвечает другой тенденции - стремлению исполнителей в художеств. целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда, т. е. при помощи звуковысотных интонационных оттенков (в соответствии с характером развития в муз. произв.) усиливать или ослаблять ладовые тяготения, создавать особый колорит звучания. В математически вычисленных С. каждая из ступеней звукоряда не может варьироваться, т. е. представлена только одним значением высоты (частоты). Это обстоятельство постоянно порождает попытки создания новых, более совершенных муз. С. В 19 в. появились 40-ступенная система П. Томпсона, 32-ступенная Г. Гельмгольца, 36-ступенная Г. Аппуна и X. Энгеля, 53-ступенная Р. П. Бозанкета и С. Танаки и др. В СССР предлагались 17- и 29-ступенные темперации А. С. Оголевца, 22-ступенная система П. П. Барановского и Е. Е. Юцевича, 72-ступенная система Е. А. Мурзина, 84-ступенная система Д. К. Гузенко и др. Наилучшей из них является 53-ступенная темперация, позволяющая точно воспроизводить в разл. тональностях интервалы чистого, пифагорова и равномерно-темперированного С.
\2) Частота (высота) настройки эталонного тона звукоряда. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а1 установлено 440 герц.
\3) Термин "С." по отношению к муз. инструментам означает особенности их настройки или конструкции (квинтовый С. скрипки, квартовый - домры, хроматический - баяна, натуральный - валторны и т. п.) или соотношение между реальным звучанием инструмента и нотной записью для него (труба in В, валторна in F, кларнет in A и т. п.).
\4) Хоровой С., т. е. согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования; важнейшая характеристика хор. звучания. Различают мелодич. и гармонич. хоровой С. При исполнении мелодии наблюдается тенденция к обострённым интонациям пифагорова С.; при исполнении отд. аккордов - к более мягким интонациям чистого С.; в целом для звучания хора характерен зонный С. В 19 - нач. 20 вв. понятие "хоровой С." означало норму настройки хора (в практике пения a cappella), существовавшую до утверждения единого эталона высоты; ранее хоровой С. по сравнению с инстр. музыкой был несколько заниженным.
\5) С., или тон, - то же, что тональность, лад, ладотональность, наклонение (устар.); напр., "близкие тональности гармонического С." (И. И. Дубовский).
Литература: Чесноков П. Г., Хор и управление им, М.-Л., 1940, М., 1961; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Музыкальная акустика, М., 1954; Барановский П. П., Юцевич E. E., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Pигров К. К., Руководство хором, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966; Paгс Ю. H., О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии, М., 1971 (автореферат дисс.); Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, B., 1921 (рус. пер. - Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898.
Ю. H. Рагс