Гамбург музыкальный

Категории словаря

Гамбург (нем. Hamburg) — крупный экономический, политический и культурный центр Германии (ФРГ). Вплоть до 18 века на музыкальную культуру Гамбурга оказывала большое влияние церковь. Начиная с 13 века в монастырях велись занятия музыкой. К середине 17 века церковная музыка достигла высокого уровня развития, в особенности благодаря деятельности кантора Т. Зелле; его «Страсти по Иоанну» — одно из первых произведений гамбургских композиторов в ораториальном стиле.

В это время Гамбург становится центром северонемецкой торговли и политически независимым городом. Городские шпильманы объединяются в цехи. Гамбургские музыканты приобщаются к достижениям нидерландской и венецианской школ. В 17 в. в бюргерских празднествах принимали участие преимущественно ансамбли струнных инструментов.

Тогда же Гамбург становится одним из центров северонемецкого органного искусства. В числе органистов были И. и Я. Преториусы, Г. Шейдеман (ученики Я. П. Свелинка). Игра гамбургского органиста И. Рейнкена оказала известное воздействие на молодого И. С. Баха. Органист М. Векман организовал Collegium musicum — объединение любителей и профессионалов, для исполнения камерной и оркестровой музыки, к-рое с 1660 стало давать еженедельные концерты.

В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр, где ставились произв. И. Тейле, Н. Штрунка, И. Куссера, Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Генделя, Г. Телемана. В 1721–61 муз. жизнь Гамбурга возглавлял Телеман, написавший для публичных концертов более 30 ораторий. В 1761 на Валентиновом поле был построен первый концертный зал. В 1767 должность гор. директора музыки занял Ф. Э. Бах, к-рый с 1776 ввёл исполнение конц. программ, целиком поcв. симф. музыке. Однако к этому времени в культурной жизни города, вследствие прусских войн, наметился упадок.

К нач. 19 в. ослабление экономич. положения Гамбурга лишило его политической самостоятельности. В результате руководства муз. жизнью частными объединениями значительно понизился её уровень. С появлением пароходства и железных дорог настал новый период расцвета Гамбурга, продолжавшийся вплоть до 20 в. С 1827 оперы ставятся в новом театр. здании. В 1838 было создано Северонемецкое объединение муз. празднеств, организовавшее регулярные концерты и исполнение ораторий с привлечением широкого круга участников; в 1829 — Филармонич. конц. об-во. В муз. жизни города как пианист принимал участие в свои юные годы И. Брамс, уроженец Гамбурга. В кон. 19 в. в качестве дирижёров в Гамбурге выступали X. фон Бюлов, Р. Штраус, Г. Малер, Ф. Мотль, Г. Леви. Оперы ставились к этому времени на сцене двух т-ров (Городского и «Талия»). Оперный антрепренёр Б. Поль широко пропагандировал творчество Р. Вагнера.

В 1895 на основе Союза гамбургских любителей музыки создаётся постоянный симфонический оркестр, проводивший концерты для широкой публики. В 1934, объединившись с оркестром гор. т-ра, он получил название Филармония, гос. оркестра. Его виднейшие руководители — Э. Йохум и X. Шмидт-Иссерштедт.

Установление фашистской диктатуры (1933–45) губительно отразилось на нем. культуре, в т. ч. музыкальной. Резко сократились масштабы конц. и муз.-театр. жизни.

В Гамбурге работают Государственная опера (новое здание построено в 1955), Филармонический государственный оркестр, оркестр Северо-зап. нем. радио, Гос. высшая муз. школа (1950), Муз. студия им. Чайковского (1952). При Гамбургском ун-те до 1949 наряду с Научным муз. ин-том существовал Ин-т сравнительного музыковедения.

X. Зеегер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Исторические концерты Термины и понятия
Зонг Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Дуэтный танец (дуэт) Балет и танец
Лирическая трагедия Термины и понятия
Пермь музыкальная Национальные культуры
Двоезнаменник Теория музыки
Дивертисмент Музыкальные жанры и формы
Истинноречие Церковная музыка
Sostenuto, состенуто Теория музыки
En tournant, ан турнан Балет и танец
Восьмая нота Теория музыки

Реклама