PAS DE TROIS (па-де-труа, франц., букв. — танец втроём), одна из разновидностей классич. ансамбля, включающая трёх участников. Как и др. формы ансамбля, P. de t. имеет канонич. структуру: вступление (entree), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако, в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургич. функции P. de t., как правило, в балетах 19 в. имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преим. не гл. герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера и др. («Пахита», балетм. М. И. Петипа, «Океан и две жемчужины» — «Конёк-Горбунок», P. de t. из 1-го акта «Лебединого озера» — оба балетм. А. А. Горский). Стремясь к усилению действенности хореографии, сов. балетмейстеры при постановке классич. спектаклей порой вводят в Р. de t. гл. героев («Лебединое озеро», балетм. Ю. Н. Григорович). В сов. балете канонич. форма P. de t. почти не встречается (в форме P. de t. балетм. В. И. Вайнонен пост. «Танец пастушков» в «Щелкунчике», 1934), обычно же танц. трио строятся более свободно, в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок», Сергей, Валентина, Виктор — «Ангара» в пост. Григоровича, и др.).
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.