Мартини, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) (итал. Giovanni Battista Martini; 24 IV 1706, Болонья — 3 VIII 1784, там же) — итальянский теоретик и историк музыки, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист.
Игре на скрипке учился у отца — скрипача Антонио Мария М., на чембало и пению — у А. Предьери. Занимался также пением под рук. Ф. А. Пистокки, контрапункт изучал у Дж. А. Риччери, церковную музыку у Дж. Перти. С 1721 францисканский монах (отсюда прозвище Падре Мартини — отец Мартини), с 1725 капельмейстер церкви Сан-Франческо в Болонье, с 1729 священник. Был членом и фактическим руководителем Филармонической академии (Accademia Filarmonica) в Болонье и членом академии «Аркадия» в Риме.
Разносторонне образованный музыкант и учёный, Мартини сыграл большую роль в развитии итальянской музыкальной науки 18 в., получил известность в Европе как музыкальный теоретик и педагог. Большое значение имел написанный им учебник контрапункта, представляющий собой собрание нотных образцов с обширными комментариями. В нём отразилось стремление Мартини построить изучение строгой полифонии не на схоластической основе, а опираясь на художественную практику полифонического искусства, возродить традиции творчества Палестрины и др. классиков вокальной полифонии.
Мартини написал также «Историю музыки» («Storia della musica») — первый фундаментальный труд в этой области (три тома охватывают древние эпохи и античность, четвёртый том, посвящённый раннему средневековью, не завершён и остался в рукописи).
У Мартини учились И. К. Бах, Н. Йоммелли, В. А. Моцарт и др. Переписка Мартини с Ч. Бёрни, И. Кванцем, П. Метастазио, Й. Мысливечеком, Ж. Ф. Рамо, Дж. Тартини и др. свидетельствует о большом авторитете, которым он пользовался у современников. Мартини собрал уникальную муз. библиотеку, хранящуюся в Музыкальном лицее в Болонье (частично в придворной б-ке в Вене).
Автор многих музыкальных произведений в различных жанрах (оперы, оратории, мессы, мотеты, симфонии, сонаты для органа, клавесина и др.).
Сочинения:
Regola aglei (per gli) organisti per accompagnare il canto fermo, Bologna, 1756; Storia della musica, t. 1–3, Bologna, 1757–81; Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica, Bologna, 1767; Esemplare ossia saggio fondamentale pratico di contrapunto sopra il canto fermo, t. 1–2, Bologna, 1774–75; Seria cronologica de principi dell' Academia dei Filarmonici di Bologna, Bologna, 1776.
Литература: История европейского искусствознания, (т. 1) — От античности до конца XVIII века, М., 1963, с. 284–85; Parisini F., Della vita e delle opera del padre Martini, Bologna, 1887; Вusi L., Il padre G. B. Martini, (v.) 1, Bologna, 1891 (имеется список муз. произв. и теоретич. трудов); Reich W., Padre Martini als Theoretiker, W., 1934 (Diss.).
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.