Франсуа Андре Филидор (фр. François-André Philidor, настоящая фамилия — Даникан-Филидор, Danican Philidor; 7 сентября 1726, Дрё, Франция — 31 августа 1795, Лондон) — французский композитор и шахматист.
Наиболее известный представитель династии музыкантов, основоположником которой был Мишель Даникан — гобоист при дворе Людовика XIII. В детстве обучался музыке в Королевской капелле под руководством А. Кампры. Рано проявил выдающиеся способности к игре в шахматы и вскоре завоевал мировую известность сильнейшего шахматиста.
Филидор — один из создателей демократического французского музыкально-театрального жанра — комической оперы (opéra-comique). Первая из его многочисленных комических опер — «Блез-башмачник», поставлена в 1759 в Париже. Большинство последовавших за ней сценических произведений исполнялось также в Париже (в основном в театре «Опера комик»).
В рамках весёлой занимательной комедии Филидор правдиво рассказывал о труде, быте, нравах крестьян и ремесленников, которые при всей своей непритязательности выступали в качестве положительных героев, наделённых (в противоположность аристократам) благородными морально-этическими качествами.
Музыка Филидора образно-театральна, чутко воплощает неожиданные и забавные повороты сценического действия, раскрывает не только комедийные, но и лирические ситуации. В народно-песенной мелодике тонко и остроумно претворяются интонации бытовой речи простолюдинов. Оркестровка колоритна, композитор намечает выразительные музыкальные характеристики отдельных персонажей, широко применяет разнообразные оперные формы — арии, ариетты, романсы, куплетные песни, различные ансамбли — от дуэтов и трио до септетов.
Так, в комическую оперу «Дровосек» (1763) Филидор ввёл квартет в форме канона и большой септет, в оперу «Том Джонс» (1765) — канонический квартет без аккомпанемента, что было смелым новаторством (в этой опере, расширяя рамки комического жанра, Филидор использовал и элементы чувствительной «мещанской драмы»).
Произведения Филидора пользовались большим успехом (например, при исполнении его оперы «Колдун» впервые в Париже на сцену был вызван композитор); в 1764–1805 его оперы были популярны и в России (ставились в Петербурге и Москве). Написал также несколько опер патетико-трагедийного плана, в которых опирался на традиции творчества К. В. Глюка. В своих идейно-эстетических установках был близок к энциклопедистам.
E. P. Бронфин
Сочинения:
комические оперы (все поставлены в Париже) — Блез-башмачник (Blaise le savetier, 1759), Устрица и сутяги (L’huоtre et les plaideurs, 1759), Недоразумение, или Постоянное непостоянство (Le quiproquo ou Le volage fixe, 1760), Солдат-чародей (Le soldat magicien, 1760), Садовник и его господин (Le jardinier et son seigneur, 1761), Кузнец (Le marechal ferrant, 1761), Санчо Панса на своём острове (Sancho Pança dans son оle, 1762), Дровосек, или Три желания (1763), Колдун (Le sorcier, 1764), Том Джонс (по роману Г. Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша», 1765), Садовник из Сидона (Le Jardinier de Sidon, 1768), Замаскированный любовник, или Мнимый садовник (L’amant deguise ou Le jardinier suppose, 1769), Новая школа женщин (La nouvelle ecole des femmes, 1770), Добрый сын (Le bon fils, 1773), Отмщённые женщины (Les femmes vengees, 1775), Источник любви, или Любовь Пьера Длинного и Бланш Базю (Le puits d’amour ou Les amours de Pierre le Long et Blanche Bazu, 1779; T-p Булонского леса, в исп. детей), Деревенская дружба (L’amitie au village, 1785), Прекрасная рабыня (La belle esclave, 1787, т-р «Маленьких комедиантов», в исп. детей), Муж, каким полагается быть всем мужьям (Le mari comme il les faudrait tous, 1788, там же) и др.; героические оперы — Эрнелинда, принцесса Норвегии (Ernelinde, princesse de Norwege, 1767, «Королевская академия музыки и танца»; в 1769 пост. под назв. Сандомир, принц датский (Sandomir, prince de Danemark, Париж), Фемистокл (Themistocle, 1786, «Королевская академия музыки и танца»), Велизарий (не окончена, 3-е д. написано А. М. Бертоном, 1796); Искусство модуляции (L’art de la modulation; 6 квартетов для гобоя, флейты и 2 скр.; изд. в 1755); для хора — Lauda Jerusalem (1745), мотеты (с большим хором, 1754), Реквием (1766), Carmen saeculare (1779), Те Deum (1786), Канон в квинту (1789).