Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare; 23 апреля 1546, Стратфорд-он-Эйвон, — 23 апреля 1616, там же) — английский драматург. Творч. наследие Шекспира с кон. 18 в. питает собой музыкальный, в частности балетный, театр. Действенность драматургии Шекспира, масштабность образов, сложность и многогранность психологически разработанных характеров, а также идейно-философская глубина его произведений продолжают привлекать композиторов и хореографов.
Балеты по произв. Ш.: «Антоний и Клеопатра» (1761, Штутгарт или Людвигсбург, балетм. Ж. Ж. Новер; комп. Р. Крейцер, 1808, Париж, балетм. Ж. Омер; 1828, балетм. А. Кортези; комп. Э. Л. Лазарев, 1965, Кишинёв, балетм. М. Н. Лазарева; на муз. С. С. Прокофьева, 1971, Милан, балетм. У. Дель’Ара), «Макбет» (на муз. М. Локка в аранжировке Бартелемона, 1785, Лондон, балетм. Ш.Ле Пик; 1802, балетм. Ф. Клерико; 1816, балетм. Г. Джоя; комп. К. Шалль, 1816, Копенгаген, балетм. В. Галеотти; комп. Ч. Пуньи, 1830, Милан, балетм. Л. Анри; на муз. Р. Штрауса, под назв. «Макбеты», 1969, Милан, балетм. М. Пистони; комп. К. В. Молчанов, 1980, Фрунзе, балетм. У. О. Сарбагишев; Большой т-р, балетм. В. В. Васильев), «Ромео и Джульетта» (комп. Э. Луцци, 1785, Венеция; под назв. «Джульетта и Ромео», 1787, балетм. Беретти; комп. Шалль, 1811, Копенгаген, балетм. Галеотти; 1833, балетм. Джоя; также балеты комп. К. Ламберта, Л. Шписа, Ф. Дилиуса, Прокофьева; на муз. П. И. Чайковского, Г. Берлиоза и др.), «Гамлет» (комп. и балетм. Клерико, 1788, Венеция; комп. В. Р. Галленберг, 1816, Париж, балетм. Анри; также балеты комп. Б. Блахера, Н. П. Червинского, Р. К. Габичвадзе и на муз. Чайковского, Ф. Листа, Д. Д. Шостаковича, У. Уолтона, А. Копленда, А. П. Исакова и др.), «Отелло» (комп. Галленберг, 1808, Неаполь, балетм. Анри; 1818, Милан, балетм. С. Вигано на муз. Дж. Россини и собств.; также балеты комп. Блахера, А. Д. Мачавариани, Я. Гануша, М. , Тирье и на муз. Г. Пёрселла, Листа, Дж. Крама и др.).
Среди др. балетов: «Кориолан» и (1776 — 77, балетм. Дж. Канциани; комп. И. Вейгль, 1804, Милан, балетм. Вигано), «Буря» (комп. Ж. Шнейцхоффер, 1834, Париж, балетм. Ж. Коралли; под назв. «Миранда», 1838, Лондон, балетм. Ф. Тальони; комп. М. Типпетт, 1964, Лондон, балетм. А. Хоуард), «Укрощение строптивой» на муз. Д. Скарлатти в аранжировке Алвина, 1954, «Балле-де л’Этуаль»,.балетм. М. Бежар; комп. О. Флосман, 1961, Литомержице, балетм. В. Унтермюллерова; на муз. Д. Скарлатти в аранжировке К. Х. Штольце, 1969, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (на муз. Дж. Фрескобальди, 1937, Балле Рамбер, балетм. А. Тюдор; на муз. Э. Грига, 1942, Ливерпуль, «Интернэшонал балле», балетм. Хоуард), «Сон в летнюю ночь» (1846, амер. труппа Р. Риели; комп. П. Джорца, под назв. «Шекспир, или Сон в летнюю ночь», 1855, балетм. Казати; также балеты на муз. Ф. Мендельсона), «Много шума из ничего» (под назв. «Любовью за любовь»; комп. Т. Н. Хренников, 1976, Большой т-р, балетм. В. Боккадоро), «Виндзорские проказницы» (комп. В. А. Оранский, 1942, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер и И. В. Курилов). По мотивам сонетов Ш. пост, балеты «Этот сладостный гром» на муз. Д. Эллингтона (1959, Зап. Берлин, балетм. П. Лакот) и «Образы любви» Тренчелла (1964, Лондон, балетм. К. Макмиллан).
Литература: Соллертинский И., Шекспир и мировая музыка, в сб.: Шекспир. 1564 — 1939, Л. — М., 1939; Шекспир и музыка, Л., 1964.
В. М. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.