Пифагор

Профессия
Страна
Древняя Греция
Бюст Пифагора в Капитолийском музее, Рим. Римская копия греческого оригинала II—I веков до н. э.

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 580—500 до н. э.) — основатель древне-греческой философской школы в Кротоне, получившей название по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значительные достижения греческой научной мысли древнейшего периода, в т. ч. и музыкально-теоретической (труды Пифагора не сохранились; фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. авторов).

Среди последователей Пифагора (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, — Филолай (5 в. до н. э.), Архит (400–365 до н. э.), Овдокс (408–355 до н. э.), Никомах (ок. 100 н. э.), Ямблих (283–330) и др. (сохранились произведения только 2 последних).

Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологических воззрений), в которой сосуществовали теоретическое абстрагирование и эмпирическое наблюдение (первые попытки синтезировать математические методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями).

Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени; определяли музыкальные созвучия как отношения целых чисел, а шумы — иррациональных; считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны; вывели числовые выражения интервалов музыкального строя, получившего впоследствии названия «пифагорейского», определяли различные соединения кварт и квинт посредством пропорций: гармонической

, арифметической

и геометрической

. Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли различные интерпретации основных интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда — с небесными телами (гармония сфер). Все античные музыкальные теоретики испытали воздействие пифагорейства.

Литература: Смоленский М., Архит Тарентский, его жизнь и сочинения, «Журнал министерства народного просвещения», 1877, No 7, с. 36–56; Лосев А. Ф., Исторический очерк, в кн.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960; его же, История античной эстетики. (Ранняя классика), М., 1963; его же, Числовая и структурная терминология в греческой эстетике периода ранней классики, в кн.: Вопросы античной литературы и классической филологии, М., 1966; Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, «Вестник древней истории», 1971, No 4; Scriptores musici, ed. by С. Jan, Lpz., 1895, p. 211–65; Tannery P., А propos des Fragments Philolaiques sur la musiaue, «Revue de philologie», 1904, No 28, p. 233–49; Frank E., Mathematik und Musik und der griechische Geist, «Logos», 1920/21, Bd 9; eго же, Plato und die sogenannten Pythagцreer, Halle, 1923, S. 1–18, 150–83, 263–77; Waerden B. L.van der, Die Harmonielehre der Pythagoreer, «Hermes», 1943, Bd 78, H. 2, S. 163–99; Vogel M., Die Zahl Sieben in der spekulativen Musiktheorie, Bonn, 1955; его же, Harmonikale Deutung eines pythagoreischen Spruches, в кн.: Festschrift J. Schmidt-Gцrg zum 60. Geburtstag, Bonn, 1957; Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, «AfMw», 1957, Bd 19, H. 3; Riсhter L., Zeugnisse zur praktischen Musiklehre der Griechen vorplatonischer Zeit, «Acta antiqua philippopolitana serdicae», 1963, No 2, S. 197–206; Iamblichos. Pythagoras. Legende, Lehre, Lebensgestaltung, hrsg. von M. von Albrecht, Z. Stuttg., (1963).

E. В. Герцман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Виктория Муллова Инструменталисты

Словарные статьи

Пифагоров строй 12.01.2011 в 10:45

рекомендуем

смотрите также

Реклама