Партитура (итал. partitura, букв. — разделение, распределение, от лат. partio — делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score) — нотная запись многоголосного музыкального произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.
Принцип партитурной организации — вертикальное расположение строк — использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).
Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)
По свидетельству нем. теоретика Лампадия («Compendium mu-sicis» — «Краткое руководство по музыке», 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление «Tabulae compositoriae» (букв. — «Композиторские таблицы»). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело — первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это — печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры — принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. — «Fantasia di Giaches» (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).
На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов — на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.
Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними — деревянные и медные духовые, внизу — струнные басы.
Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)
Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра
Русские названия Итальянские названия
Деревянные духовые
Малая флейта Flauto piccolo
Флейты Flauti
Гобои Oboi
Английский рожок Corno inglese
Кларнеты Clarinetti
Басовый кларнет Clarinette basso
Фаготы Fagotti
Контрафагот Contrafagotto
Медные духовые
Валторны Corni
Трубы Trombe
Тромбоны Tromboni
Туба Tuba
Ударные инструменты
Литавры Timpani
Треугольник Triangolo
Бубен Tamburino
Малый барабан Tamburo militare
Тарелки Piatti
Большой барабан Gran cassa
Ксилофон Silofonо
Колокольчики Campanelli
Челеста Celesta
Арфа Аrpа
Струнные инструменты
1-е скрипки 1 Violini
2-е скрипки 2 Violini
Альты Viole
Виолончели Violoncelli
Контрабасы Contrabassi
П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.
Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).
Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие — ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:
Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.
Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.
Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192–199; Маталаев Л., Упростить партитуру, «СМ», 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fétis Fr.-J., Traitй de l’aсcompagnement de la partition sur le piano ou l’orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181–85; Кinsky G., Eine fruhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, «Acta Musicologica», 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900–1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, «JAMS», 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der «Kunst der Fuge» von J. S. Bach, Kap. 1- Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, «Beitrage zur Musikwissenschaft», 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gulke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.
И. А. Барсова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.