Марен Мерсенн

Дата рождения
08.09.1588
Дата смерти
01.09.1648
Профессия
Страна
Франция
Марен Мерсенн

Мерсенн, Марен (псевдоним — де Сермес; Sieur de Sermes) (фр. Marin Mersenne; 8 IX 1588, Уазе, Мен — 1 IX 1648, Париж) — французский музыкальный теоретик, философ, физик, математик.

Учился в коллегии иезуитов в г. Ла-Флеш (Анжу) и в Сорбонне (Париж). Был монахом-миноритом. С 1619 работал в Париже, где с 1623 издавал научные труды, многие из которых частично или полностью поcвящены музыке. Широкий круг интересов и глубина знаний привлекали к Мерсенну крупнейших учёных разных стран. Он состоял в переписке с Г. Галилеем (перевёл его «Механику»), X. Гюйгенсом, Б. Паскалем, Э. Торричелли, П. Ферма и др. Со многими учёными-гуманистами Мерсенн встречался в Италии, куда выезжал в 1640, 1641 и 1645. В конце 1640-х гг. в доме Мерсенна собиралась группа французских учёных, которая создала основу Парижской академии (организована в 1666).

В трактате «Общие вопросы генезиса с точным объяснением текста» дал анализ древней греческой и еврейской музыки. В трактате «Истина наук против скептиков или пирроников» рассматривал музыку как отрасль математики. В «Трактате о всеобщей гармонии…» (1627; впервые под псевд. де Сермес) изложил систему своих взглядов на этическое назначение музыки. В труде Мерсенна о музыке «Книги гармонии» даны анализ природы звука, описание музыкальных инструментов, изложено учение о консонансе и диссонансе, музыкальных родах и ладах, о воздействии музыки на человека.

Его главное сочинение «Всеобщая гармония» (или «Мировая гармония») — свод знаний о композиции, голосе, пении, о музыке 16 в. Гармонию Мерсенн находит во всём, что образует порядок, связь, пропорциональность. Музыка для Мерсенна — лишь одна из сфер проявления всеобщей, мировой гармонии; её цель — возвышение человеческой души; зло мира, в частности, состоит в том, что музыка стала использоваться лишь для чувственного наслаждения. Красота музыки (благозвучность — следствие «правильного сочетания консонансов»), по концепции Мерсенна, есть отражение красоты Вселенной.

Учение о композиции Мерсенна свидетельствует о знании 4-голосного сложения. В понимании баса как основы гармонии Мерсенн предвосхитил Ж. Ф. Рамо. Ладовая система у Мерсенна традиционна, однако в трактовке 12 церковных ладов намечались признаки мажоро-минорного мышления.

Ряд выдающихся открытий был сделан Мерсенном в области акустики: он первым определил скорость распространения звука, установил связь между высотой звука и частотой колебаний звучащего тела; открыл явление обертонов в составе музыкального звука («Всеобщая гармония», 4-я книга, об инструментах, IX).

Мерсенну принадлежит идея 12-звуковой равномерной темперации. Трактуя многие музыкальные проблемы с метафизических позиций, Мерсенн, однако, исследовал физические свойства звука, опираясь на естественно-научную основу, что придало научный характер основным разделам его теории музыки, имевшей тогда прогрессивное значение. Все труды Мерсенна изданы в Париже.

Сочинения: Quaestiones celeberrimae in genesim… (1623); L’analyse de la vie spirituelle et l’usage de la raison (1623); La verite des sciences contre les sceptiques ou pyrrhoniens (1625); Traitй de l’harmonie universelle (1627); Harmonicorum libri XII (1635–36, 1648, 1652); Harmonie universelle (1636–37); Cogitata physico-mathe-matica… (1644); Correspondance, P., 1959 (под ред. К. де Варда).

Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932; История европейского искусствознания. От античности до конца 18 в., М., 1963, с. 169–70; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Соstе H. de, La vie du R. P. Marin Mersenne…, P., 1649; Hawkins J., A. general history of the science and practice of music. (1776), v. 1–2, L., 1776, Graz., 1969; Eitner R., Verzeichnis der Druckwerke Mersennes uber Musik, «Monatshefte fur die Musikgeschichte», 1891, Jahrg. 23; же, Quellenlexikon, Lpz., 1900–1904; Favаrо A., Amici e correspondenti di Galileo Galilei: Marino Mersenne, Venezia, 1917; Ludwig H., Marin Mersenne und seine Musiklehre, Halle-Saale — В., 1935; Hyde F. В., The position of Marin Mersenne in the history of music, New Haven, 1954 (diss.).

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама