Каприччио, каприччо (итал. capriccio, букв. — каприз, прихоть; множеств. число — каприччи), также каприс (франц. caprice) — инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для множества каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений.
Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин «каприччио» применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. «12 каприччи» для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста «огня в исполнении». «Причудливое каприччо» для скрипки соло К. Фарина (1627) — это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания.
В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное «Каприччо на отъезд возлюбленного брата». П. Локателли («Искусство скрипки», 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному — как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём «Универсальном словаре» К., писал «о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной». Увлечение инструментальными К., а также разл. рода «фантазиями» и всевозможными stravaganza, т. е. «необычностями», «своеобразностями», было в 17–18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов «открытием», отражено в самом названии «каприччио».
В нач. 19 в. Н. Паганини в своих «24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и «игра трудностями» сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного «каприччо» Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала («Итальянское каприччио» Чайковского, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Арабское каприччио» Сен-Санса и др.).
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это, во-первых, одно и то же, во-вторых, — тут нечего лукавить, — означает каприз. Хотя это слово мы обычно произносим с негативным оттенком, ничего недостойного для музыкального искусства в нем нет. Наоборот, оно означает свободный, как природа, полет творческой мысли, сопоставление ярких красок и неожиданных светотеней, сочетание праздничной виртуозности и задумчивой меланхолии.
Жанр каприса весьма старый, это слово известно с XVI века. Но трудно представить, сколь неожиданным и «капризным» был его исторический путь. Первоначально каприсами называли многоголосные вокальные пьесы типа мадригалов. Это было в XVI веке, в XVII веке каприс уже связан не с вокальным мадригалом, а с инструментальными полифоническими пьесами типа ричеркара, прелюдии, канцоны, фантазии. В это-то время и сложилась основная особенность каприса — свободная форма.
Этот жанр был популярен и в XIX веке. По известным классическим произведениям можно заметить, что каприсами чаще назывались сольные виртуозные сочинения для одного инструмента, например скрипичные каприсы Н. Паганини. А каприччио (или каприччо) чаще называли оркестровые пьесы, нередко танцевального характера. Таковы «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, «Андалузское каприччио» К. Сен-Санса.
М. Г. Рыцарева