Cantata BWV 211, The Coffee Cantata
Schweigt stille, plaudert nicht
Состав исполнителей: Шлендриан (Стародум) (бас), Лизхен, его дочь (сопрано), тенор, оркестр.
История создания
С 1729 года Бах, уже шесть лет служивший в Лейпциге кантором церкви Святого Фомы, но по праву считавший себя генералмузикдиректором города, руководит оркестром с певцами-солистами, созданным из студентов Лейпцигского университета в 1702 году. Концерты обычно проходят раз в неделю в просторных залах городских кофеен, особенно часто — в кофейне Циммермана. Для этих концертов Бах написал несколько светских кантат. В их числе — непритязательную, чисто развлекательную «Кофейную кантату».
Еще в 1727 году поэт Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици, 1700—1764), с которым Бах часто сотрудничал, написал новеллу, в которой подшучивал над повсеместно распространившейся страстью к кофе. Король Франции, рассказывал поэт, запретил употребление кофе в своей столице. После этого женщины стали умирать массами, словно пораженные моровой язвой. Бедствие прекратилось только тогда, когда запрет был отменен. Эта новелла (точнее — поэма) была напечатана в «Серьезно-шуточных и сатирических стихотворениях Пикандера» в 1732 году. Тогда же Бах избрал ее в качестве либретто. Сюжет ее несложен: старый Шлендриан (по-немецки Schlendrian — рутина, старый обычай) хочет отучить свою дочь Лизхен от кофе, к которому она не в меру пристрастилась. Напрасно Лизхен умоляет отца не быть столь строгим: она зачахнет без любимого напитка. Никакие уговоры отца не помогают. Лизхен ради кофе отказывается от прогулок, нарядов, развлечений. Лишь когда отец посулил ей мужа, строптивица соглашается не пить кофе, но с условием, что муж будет найден сегодня же. Шлендриан отправляется на его поиски, а Лизхен дает себе обещание не иметь дела с женихом, пока он не подпишет брачный контракт с условием разрешить жене пить кофе, когда она этого пожелает.
Кофейная кантата впервые исполнена была, по всей видимости, зимой 1732 года в лейпцигской кофейне Циммермана под управлением автора.
Музыка
«Кофейная кантата» в какой-то степени является зародышем немецкой национальной комической оперы — зингшпиля, благодаря несложному сюжету, использованию народно-песенных интонаций и куплетных форм. В ней 10 номеров, арии строго чередуются с речитативами-secco, а в последнем завершающем кантату номере три солиста объединяются, причем Бах указывает в скобках, что его может исполнять и хор.
Ария Шлендриана «От детей одни заботы. Я покой утратил свой» (№2) носит комический характер. Ария Лизхен «Кофе ни с чем не сравню я» (№4) с простой напевной мелодией имеет пародийный оттенок. Ария Шлендриана «Если дочь крутого нрава» (№6) пародирует арию ламенто с ее типичной интонацией вздоха и распеванием виртуозных пассажей. Ария Лизхен (№8), «Ах, отец, ах, отец, вы найдите мужа мне», выдержана в характере сицилианы. Терцет Лизхен, Шлендриана и тенора с большим инструментальным вступлением весело завершает кантату.
Л. Михеева