Roger Norrington
Удивительно, но в череде громких имен дирижеров-аутентистов – от Николауса Арнонкура или Джона Элиота Гардинера и до Уильяма Кристи или Рене Якобса – имя Роджера Норрингтона, поистине легендарного выдающегося музыканта, почти полвека стоящего «в авангарде» исторического (аутентичного) исполнительства, как раз в России известно далеко не в той мере, в которой оно того заслуживает.
Роджер Норрингтон родился в 1934 году в Оксфорде, в музыкальной университетской семье. В детстве обладал прекрасным голосом (сопрано), с десяти лет обучался игре на скрипке, с семнадцати – вокалу. Высшее образование получил в Кембридже, где изучал английскую литературу. Затем профессионально занялся музыкой, окончив Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Рыцарское звание и титул «сэр» присвоено ему Королевой Великобритании Елизаветой II в 1997 году.
Сферой обширных творческих интересов дирижера является музыка трех столетий, начиная семнадцатым и кончая девятнадцатым веками. В частности, непривычные для консервативного меломанского уха, но в то же время убедительные трактовки Норрингтоном симфоний Бетховена с использованием аутентичных инструментов снискали ему мировую славу. Их записи, сделанные для компании EMI, получили призы в Великобритании, Германии, Бельгии и США и до сих пор считаются эталоном современного исполнения этих произведений с точки зрения их исторической аутентичности. Затем последовали записи сочинений Гайдна, Моцарта, а также мастеров XIX столетия: Берлиоза, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Россини, Шумана, Брамса, Вагнера, Брукнера, Сметаны. Они внесли значительный вклад в разработку интерпретации стиля музыкального романтизма.
За время своей впечатляющей карьеры Роджер Норрингтон много дирижировал в ведущих музыкальных столицах Западной Европы и Америки, в том числе и у себя на родине. В 1997 – 2007 годах он был главным дирижером оркестра «Camerata Salzburg». Маэстро известен и как оперный интерпретатор. В течение пятнадцати лет он был музыкальным директором Кентской оперы. Событием мирового масштаба стала его реконструкция оперы Монтеверди «Коронация Поппеи». В качестве приглашенного дирижера работал в театрах Covent Garden, English National Opera, Teatro alla Scala, La Fenice, Maggio Musicale Fiorentino и Wiener Staatsoper. Маэстро – неоднократный участник Зальцбургского и Эдинбургского музыкальных фестивалей. В год 250-летия Моцарта (2006) дирижировал в Зальцбурге оперой «Идоменей».