Nikolai Anosov
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Высокоэрудированный музыкант, Николай Аносов немало сделал для становления советской симфонической культуры, воспитал целую плеяду дирижеров. Между тем сам он как дирижер формировался во многом самостоятельно — в процессе практической работы, которая началась в 1929 году. Официальное окончание им Московской консерватории относится лишь к 1943 году, когда его имя уже было хорошо известно и музыкантам и слушателям.
Первые шаги Аносова на музыкальном поприще связаны с Центральным радио. Здесь он работал первоначально в качестве пианиста-концертмейстера, а вскоре выступил как дирижер, поставив оперу Обёра «Бронзовый конь». Важным этапом творческой биографии Аносова было его сотрудничество с крупным мастером Г. Себастьяном в процессе подготовки концертных исполнений опер Моцарта («Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля»).
Уже в тридцатые годы дирижер приступил к широкой концертной деятельности. В течение трех лет он возглавлял в Баку симфонический оркестр Азербайджанской ССР. В 1944 году Аносов стал доцентом Московской консерватории, с которой и связана его дальнейшая плодотворная педагогическая деятельность. Здесь он получил профессуру (1951), с 1949 по 1955 год заведовал кафедрой симфонического (затем оперно-симфонического) дирижирования. Среди его воспитанников — Г. Рождественский, Г. Дугашев, А. Жюрайтис и многие другие. Немало сил отдал Аносов и работе в консерваторской оперной студии (1946—1949). Здесь им были осуществлены постановки, принадлежащие к лучшим страницам в истории учебного театра — «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского, «Проданная невеста» Сметаны.
После Великой Отечественной войны Аносов много концертировал, выступая с разными оркестрами. Ему довелось руководить Московским областным оркестром, одновременно он был постоянным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. Аносов чрезвычайно легко находил общий язык с оркестрантами, высоко ценившими его эрудицию и талант. Он постоянно обогащал свои программы сочинениями разных эпох и стран.
Немало произведений зарубежной музыки было им исполнено на нашей концертной эстраде впервые. Сам артист однажды так определил свое творческое кредо в письме к И. Маркевичу: «Дирижер есть primus inter pares (первый среди равных. — Ред.) и становится таковым прежде всего благодаря своему таланту, кругозору, объему знаний и многим качествам, образующим то, что называется «сильной личностью». Это наиболее естественное положение вещей...»
Многогранной была и общественная деятельность Аносова. Он возглавлял музыкальную секцию Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, часто выступал в печати со статьями по вопросам дирижерского искусства, перевел несколько специальных книг с иностранных языков.
Лит.: Аносов Н. Практическое руководство по чтению симфонических партитур. М.—Л., 1951.
Л. Григорьев, Я. Платек