Народные консерватории

Категории словаря

Народные консерватории — культурно-просветительские организации в России, имевшие характер общедоступных музыкальных учебных заведений. Народные консерватории ставили своей целью распространение среди широких кругов населения музыкальных знаний путём систематического обучения музыке, а также устройства общедоступных концертов, лекций.

Возникновение народных консерваторий связано с обществ. подъёмом, вызванным Революцией 1905–07; в их организации принимали участие передовые муз. деятели. Первая Н. к. была открыта в Москве в 1906 как муз. секция Об-ва нар. ун-тов. Состав организационного комитета — Д. И. Аракишвили, А. Т. Гречанинов, Е. Э. Линёва, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, В. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель и др. Руководящий орган — общее собрание членов Н. к., исполнительный орган — бюро. Осн. контингент учащихся — служащие, гимназисты, ремесленники и др. (с учащихся взималась небольшая плата). Коллективные (хоровые) и индивидуальные (пение и игра на инструментах) классы моск. Н. к. были открыты в разных р-нах Москвы. К преподаванию привлекались крупные музыканты: С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев, Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов и др. Наиболее активно и продолжит. время работали Н. Я. Брюсова, Энгель, Линёва, Яворский. Большое значение придавалось общему муз.-теоретич. образованию, изучению и исполнению рус. нар. песни.

В 1908 открылась Н. к. в Петербурге (здесь общей муз. подготовке и хор. пению уделялось несколько меньшее внимание). Н. к. существовали и в др. городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преим. концертно-лекционную работу. В первые годы после Oкт. революции 1917 Н. к. возникли во мн. городах (Витебск, Ташкент, Ярославль и др.) на новой, подлинно демократич. основе. (Напр., Киевская Н. к. с первых дней Сов. власти стала одним из центров муз. образования и просвещения. Её возглавлял Яворский. Открылись хор. классы, проводились концерты с участием P. M. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, П. Коханьского и др. Осн. контингент слушателей — рабочие, красноармейцы.) В последующем при реорганизации муз.-уч. дела Н. к. явились базой для создания профессиональных музыкальных учебных заведений — рабфаков, техникумов и т. п.

Литература: Энгель Ю., Народная консерватория, «Музыкальный труженик», 1908, No 20, с. 3–6.

Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Банда Термины и понятия
Бурре Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Фонизм Теория музыки
Алжирская музыка Национальные культуры
Чембало Музыкальные инструменты
Рига музыкальная Национальные культуры
Веймар музыкальный Национальные культуры
Рок-н-ролл Музыкальные жанры и формы
En tournant, ан турнан Балет и танец
Стереофония Термины и понятия

Реклама