Балет Федеративной Республики Германии
После 2-й мировой войны 1939–45 балетный театр развивался сложными и противоречивыми путями. С образованием ФРГ в ряде городов стали формироваться балетные труппы, в основном из иностр. артистов и балетмейстеров. Театры стали работать по системе абонементов и получать денежные субсидии от гор. магистратов. Это наложило определённый отпечаток на развитие и репертуар каждого ансамбля, подчас зависящего от вкусов постоянного зрителя. Ежегодно подписываемые артистами и балетмейстерами контракты мешают воспитывать труппы в единой школе и манере и ведут к эклектике и случайности репертуара.
Балетные труппы в ФРГ существуют более чем в 60 муз. театрах, но лишь 24 из них имеют собственный репертуар. В большинстве они небольшие, но квалифицированные коллективы. Лучшие труппы находятся в Штутгарте (Вюртембергский гос. театр), Гамбурге (Гос. опера), Мюнхене (Баварская гос. опера), Мангейме (Нац. театр), Вуппертале («Танц-театр») и Кёльне («Танц-форум»). Практикуется система приглашения балетмейстеров и солистов для постановки и исполнения спектакля.
Ведущая труппа — штутгартская (Штутгартский балет). В 1961–73 во главе её стоял англ. балетмейстер Дж. Кранко, чья деятельность определила не только развитие этого коллектива, но и балета в ФРГ вообще. В Штутгарте Кранко создал лучшие свои спектакли: «Дафнис и Хлоя» (1962); «L’Estro armonico» на муз. Вивальди (1963), «Ромео и Джульетта» (1962), «Игра в карты» (1965); «Онегин» на муз. Чайковского — Штольце (1965), «Укрощение строптивой» на муз. Скарлатти — Штольце (1969) и др. В балетах Кранко получили известность бразильянка М. Хайде, немцы Б. Кайль и Х. Клаусс, американец Р. Крэган, датчанин Э. Мадсен. Кранко много сделал для развития штутгартской балетной школы, ставшей образцом для открытых теперь во мн. городах «танцакадемий». Кранко, принимавший активное участие в работе «Общества Новера», пропагандирующего искусство хореографии, стимулировал деятельность молодых балетмейстеров — Дж. Ноймайера, И. Килиана, Л. Хёфгена, Х. Кресника.
К кон. 60-х гг. Штутгартский балет стал одной из лучших трупп в Зап. Европе. В 1974–76 труппу возглавлял Г. Тетли. С 1976 ею руководит Хайде, продолжающая в репертуаре линию Кранко. Отдельные спектакли ставят здесь Дж. Баланчин, М. Бежар, Й. Килиан, К. Макмиллан, А. Урсуляк, У. Форсайт, Р. Хайтауэр, Дж. Ноймайер, П. Монтаньон.
В 1970-х гг. значительного успеха добился балет Гамбургской государственной оперы. Под рук. П. ван Дийка эта технически сильная труппа заняла видное место в театр. жизни ФРГ. В её репертуаре были мн. балеты классич. наследия и работы совр. балетмейстеров — Баланчина, Бежара, Тетли, Кранко, А. Тюдора. С 1973 во главе её стоит Ноймайер. Он обновил состав труппы за счёт танцовщиков амер. школы, а репертуар — собств. постановками. Ноймайер, талантливый балетмейстер, обладает даром режиссёра-драматурга. В его бессюжетных балетах (3-я и 4-я симфонии Г. Малера, 1975, 1977, «Весна священная» и др.) резко прочерчена муз.-хореографич. драматургия, а классич. спектакли оживают в новом прочтении («Иллюзии — как Лебединое озеро», 1976; «Щелкунчик», 1977; «Спящая красавица», 1978). Пост. Ноймайера способствовали художеств. росту труппы.
На перепутьи находится сейчас балет Баварской гос. оперы в Мюнхене. В прошлом, благодаря прогрессивной деятельности балетмейстера Х. Розена, мюнхенский балет твёрдо стоял на позициях реалистич. балетного театра. Труппа ставила большие спектакли, особенно классические («Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность»). После ухода Розена работу театра направлял Кранко (1971–73), перенёсший сюда мн. свои спектакли. С сер. 70-х гг. до 1978 труппой руководил Д. Гакштеттер, с 1978 — О. Арайс, ставились балеты разл. хореографов, но преобладало модернистич. направление. Труппа хорошо обучена (сов. педагог Э. Железнова), имеются талантливые солисты (К. Вернон, Г. Скроблин, Р. Симион, П. Брёйер, Ф. Барбаи, Х. Фукагава).
Небольшие балетные труппы имеются в Брауншвейге, Фрейбурге, Гельзенкирхене, Гейдельберге, Касселе, Киле, Ганновере, Мюнстере, Ульме, Нюрнберге, Франкфурте, Ольденбурге, Саарбрюккене, Мангейме и Висбадене. Репертуар их состоит главным образом из экспериментальных работ местных хореографов. Среди др. балетных трупп ФРГ выделяются: балетный ансамбль гор. театра в Бремене под рук. Х. Кресника; труппа театра «Дойче опер ам Рейн» в Дюссельдорфе под рук. Э. Вальтера, имеющая в репертуаре, наряду с его постановками, балеты М. М. Фокина, М. И. Петипа, Х. ван Манена, Л. Шереги, Э. М. фон Розен; балетный ансамбль «Данца вива» гос. театра в Карлсруэ, руководимый Ж. Казадо, в прошлом работавшим в труппе Балет XX века; ансамбль «Танц-форум» оперного театра в Кёльне под рук. Й. Ульриха, ставящий своей задачей создание новых совр. спектаклей и пропаганду лучших достижений в области танца модерн (постановки К. Йосса, ван Манена, Х. Лимона, Г. Вередона, Г. Тетли и др.); труппа Вуппертальский театр танца под рук. П. Бауш, экспериментальные постановки которой полны сложной символики и носят синтетич. характер.
С 1953 года в ФРГ выходит ежемесячный журнал «Das Tanzarchiv» (ред. К. Петерс), с 1965? — ежегодник «Ballettjahr» (сост. Х. Кёглер). Среди исследователей балета и танца ФРГ — Кёглер, М. Нихауз, К. Гейтель, И. Шмидт, Х. Региц и др.
М. А. Гавриков
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.