Музыкальная комедия

Музыкальная комедия — музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе. Термин «музыкальная комедия» употребляется как обобщающий по отношению и к таким муз.-сценич. жанрам, как опера-буффа, «комедии ан ариетт», оперетта, комич. опера, зингшпиль, тонадилья, водевиль. Нек-рые исследователи (напр., М. О. Янковский, Г. М. Ярон) используют этот термин как синоним оперетты, исходя из близости этих жанров.

Музыкальная комедия как самостоят. жанр муз. т-ра возникла в кон. 19 — нач. 20 вв. и утвердилась к сер. 20 в. В отличие от оперетты, музыка в М. к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развёрнутые муз. сцены с переплетением ансамблей, сольных арий, хоров. Особенно характерно для М. к. использование разнообразных песенных жанров (лирич. и бытовые песни как эстрадного, так и народного характера, зонги, шлагеры и др.) и бытового танца.

Советская музыкальная комедия развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты. В жанре М. к. работали комп. Б. А. Александров («Моя Гюзель», «На берегу Амура»), К. Я. Листов («Мечтатели», «Севастопольский вальс»), Ю. С. Милютин («Фонари-фонарики», «Тихое семейство»), А. П. Рябов («Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке»), О. Б. Фельцман («Воздушный замок», «Суворочка») и др. Создатели сов. М. к. большое внимание уделяли совершенствованию её лит. основы. Среди драматургов, обращавшихся к работе над М. к.: Н. А. Адуев, Е. М. Гальперина, В. З. Масс, М. А. Червинский, В. Я. Типот, Л. А. Юхвид. Тематика сов. М. к. отличается многообразием, охватывая лирико-бытовые («Ромео, мой сосед» Гаджиева), фантастические («Звёздный рейс» Каца), исторические («Табачный капитан» Щербачёва) и героико-романтические сюжеты («На рассвете» Сандлера). Жанр М. к. развивают и композиторы др. социалистич. стран: П. Хаджиев и В. Райчев (Болгария), О. Винце и Т. Барди (Венгрия), Е. Лявина-Свентоховски и Е. Гачек (Польша) и др.

Е. П. Жиляева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Дутар Национальные культуры
Одарённость музыкальная Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Действенный танец Балет и танец
Финский балет Балет и танец
Реверанс Балет и танец
Побочный тон Теория музыки
Шансон Музыкальные жанры
Ансамбль в балете Балет и танец
Эфы Музыкальные инструменты
Абсолютный слух Термины и понятия
Веймар музыкальный Национальные культуры
Сарабанда Музыкальные жанры

Реклама