Регтайм (англ. ragtime, от rag — обрывок и time — время) — форма городской танцевально-бытовой (первоначально для фортепиано) музыки, исполнявшейся северо-американскими неграми в кафе, танцевальных залах; сложилась в 70-е гг. 19 в.
Регтайм — один из важнейших предшественников джаза, в рамках которого он сохранял самостоятельное значение вплоть до 20-х гг. 20 в. Для исполнителей Р. характерен особый фп. стиль, близкий нар. манере игры на банджо. Специфич. муз. черта Р. — несовпадение ритма 2 осн. линий, возникающее при наложении регулярной ритмич. пульсации, т.н. «бита» (от англ. beat — удар) в партии левой руки и «офф-бита» (от англ. off beat — вне удара) — свободно акцентированной синкопированной мелодии. Это явление характерно для негр. фольклора США.
Развитие фп. Р. достигло расцвета в 1-м десятилетии 20 в. Наиболее известные исполнители — С. Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Р. Мортон, Дж. Лэм. В нач. 20 в. исполнительская манера Р. прививается в орк. игре; возникают т.н. Р.-оркестры (англ. ragtime-bands). Ранние образцы претворения муз. стиля Р. в проф. музыке — симфония «Из Нового Света» (ор. 95, 1893) и струнный квартет («Американский», ор. 96, 1892) А. Дворжака. В конце 1-го десятилетия 20 в. Р. вошёл в моду как салонный и бальный танец. От него произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Особенности Р., соединённые с нек-рыми чертами джаза, использовал.в ряде соч. И. Ф. Стравинский (напр., в Р. для одиннадцати инструментов, 1918, а также в балетной пантомиме «История солдата — сказка о беглом солдате и чёрте», 1918).
Литература: Blesh R., Janis H., They all played ragtime, N. Y., 1950, 1959; Southern E., The music of black americans. A history, N. Y., 1971, p. 310–339; Golden encyclopedia of ragtime 1900 to 1974, N. Y., 1972, 1973; Hentoff N., McCarthy A. J., Jazz, N. Y., 1975, с 43–57.
Т. Л. Ляхова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.