Jury Solovyov
Лауреат (1-я премия) Международного фестиваля молодежи и студентов (Вена, 1959), заслуженный артист РСФСР (1964), народный артист РСФСР (1967), народный артист СССР (1973). Французская академия танца присвоила ему звание лучшего танцовщика мира (Париж, 1963), на интернациональном фестивале танца в Париже получил премию «Золотая звезда» (1965).
Окончил ЛХУ в 1958 (ученик Б. Шаврова). С 1958 в Театре им. Кирова.
Первый исполнитель партий: Юноша («Ленинградская симфония»), Ясный сокол («Страна чудес»), Кино («Жемчужина»), Бог («Сотворение мира»), Человек («Далекая планета»), Айтор («Испанские миниатюры»), Эгист («Орестея»), «Двое» (балетм. О. Виноградов, творческий вечер И. Колпаковой, 1969), Икар («Икар» С. Слонимского, 1974); др. партии: Зигфрид, Дезире, Голубая птица, Солор, Ферхад; Принц («Золушка»), Рыбак («Берег надежды»), Данила; Щелкунчик («Щелкунчик»), Альберт; Фрондосо, двойка юношей («Лауренсия»), Арлекин («Карнавал»), Юноша («Шопениана»), Трубадур («Раймонда»), Гений вод («Конек-Горбунок»), «Конькобежцы» («Хореографические миниатюры»).
Снимался в ф/б «Спящая красавица» (Дезире), т/ф «Образы танца».
Соловьёв — классический танцовщик лирико-героического плана. Обладал феноменально высоким прыжком с мягким приземлением. Легко делал двойные туры в воздухе; в прыжке, стремительности вращений, чеканных фразировках и безупречном рисунке раскрывался талант танцовщика. Пресса заслуженно назвала его «космическим Юрием».
Настоящим триумфом было выступление Соловьёва в партии Голубой птицы. Танец его словно соперничал с медленными периодами музыки: артист парил в воздухе, не торопя задумчивые переливы флейты, как будто давал аккомпанирующему оркестру возможность вздохнуть полной грудью, мягко опускался и снова взмывал, словно воздух был его стихией.
Выступление в роли Данилы раскрыло новую тему его творчества, раскрепостило танец, придало ему особую полетность, ближе всех принцев и графов оказался ему русский умелец из народа.
Подлинной творческой высоты он достиг в балете И. Бельского «Ленинградская симфония», где сумел воплотить образ нашего современника. Неожиданно раскрылся как яркий острохарактерный актер в партии Бога, создав не только комический, но к концу спектакля — почти трагический образ.
Литература: Линькова Л. Юрий Соловьев. — В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Ступников И. Юрий Соловьев.— В кн.: Молодые артисты ленинградского балета. Л., 1968; Добровольская Г. Танцует Юрий Соловьев.— Ленингр. правда, 1963, 26 апр.; Красовская В. Традиции ведут в завтра.— Известия, 1963, 24 дек.; Прохорова В. В полете,— Театральная жизнь, 1965, № 9; Землемеров В. Еще один «космический Юрий».— Муз. жизнь, 1965, № 12; Красовская В. Юрий Соловьев.— Сов. балет, 1983, № 3; Лопухов Ф. Юрий Соловьев.— Там же, 1986, № 5.
А. Деген, И. Ступников