
Меруло (Merulo) Клаудио (Мерлотти) (8 IV 1533, Корреджо, Реджо-нель-Эмилия — 5 V 1604, Парма) — итальянский композитор и органист.
Ученик французского музыканта Т. Менона, позднее Дж. Донати. В 1556 органист в Бреше, с 1557 второй, с 1566 первый органист собора св. Марка в Венеции (преемник А. Падовано). В 1566 — 1571 руководил также музыкальным издательством (совместно с Ф. Бетанио), издавал сочинения Ф. Вердело, Палестрины, А. Габриэли, О. де Лассо и др. В 1584 покинул Венецию. С 1586 придворный органист в Парме.
Меруло был крупнейшим органистом-виртуозом своего времени. Как композитор — значительнейший представитель венецианской школы. Историческое значение имеют произведения Меруло для органа, знаменовавшие эпоху в развитии собственно органной музыки, придавшие ей новый подлинно инструментальный стиль. Особенно значительны его токкаты, превратившиеся у него из импровизационно-виртуозных пьес в произведения с разнообразно разработанной имитационной фактурой.
Писал также светскую и церковную вокальную музыку (мадригалы, мотеты, мессы, литании). Был видным педагогом. Среди его учеников — Дж. Дирута, Дж. Л. Комфорта, утвердившие в своих теоретических трудах педагогические принципы Меруло.
Литература: Вigi Q., Di Claudio Merulo, Parma, 1861; Einstein A., Claudio Merulos Ausg. der Madrigale des Verdelot, «SIMG», 1907, Jahrg. 8, H. 2; eго же, The Italian madrigal, v. l-3, Princeton, 1949; Кinkeldey О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels… Bd. 1–2, В., 1934–35, 1959; Disertori В., Le canzoni strumentali di Claudio Merulo, «RMI», 1943, v. 47; Debos L. H., Die musikalischen Werke von Merulo; Quellennachweis und thematischer Katalog, (Wurzburg), 1964.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.