Лев (Лео) Абрамович Мазель

Дата рождения
26.05.1907
Дата смерти
09.10.2000
Профессия
Страна
СССР
Лев (Лео) Абрамович Мазель

Мазель Лев (Лео) Абрамович (13 (26) V 1907, Кенигсберг, ныне Калининград — 9 X 2000, Москва) — советский музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1941).

В 1930 окончил математическое отделение физико-математического факультета Московского ун-та и н.-и. отделение (МУНАИС) науч.-композиторского ф-та Московской консерватории (по классу А. Н. Александрова), в 1932 — аспирантуру (рук. М. В. Иванов-Борецкий). В 1931–67 преподавал в Московской консерватории (с 1939 профессор, в 1936–41 зав. кафедрой теории музыки) и др. муз. учебных заведениях. В 1966–72 чл. редколлегии журн. «Советская музыка». Среди учеников — В. В. Протопопов, Н. Р. Котлер, К. Н. Дмитревская, Э. Е. Алексеев, Л. Е. Дьячкова, В. Н. Холопова, М. А. Якубов и др.

Автор исследований в области музыкальных стилей (Л. Бетховен, Ф. Шопен, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович), музыкального синтаксиса и форм, мелодии, гармонии, муз. эстетики, методологии анализа музыки. Работы Мазеля сочетают детальный анализ средств муз. выразительности с целостным охватом структуры и широким историко-стилистическим подходом к изучаемым явлениям. В них получили строгое научное раскрытие многие свойства и закономерности муз. языка и муз. форм, а также общие принципы художественного воздействия в их применении к музыке.

Сочинения:

Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях в свете общего анализа форм, «Музыкальное образование», 1930, No 2; Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1–2, M., 1934–39 (совм. с И. Я. Рыжкиным); Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа, M., 1937; P. Шопен, M., 1947, М., 1960; О мелодии, M., 1952; Заметки о новаторстве, «СМ», 1953, No 7; Две заметки о взаимовлиянии оперных и симфонических принципов у Чайковского, там же, 1958, No 9; Заметки о мелодике романсов Глинки, в сб.: Памяти Глинки, M., 1958; Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений, M., 1959; Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель, M., 1960; Строение музыкальных произведений. (Учебное пособие), M., 1960 (лит.); О стиле Шостаковича, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, M., 1962; О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Д. Шостаковича, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, M., 1963; О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки, в сб.: Интонация и музыкальный образ, M., 1965; Эстетика и анализ, «СМ», 1966, No 12; Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, (ч. 1), M., 1967 (совм. с В. А. Цуккерманом); Заметки о музыкальном языке Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, M., 1967; Исследования о Шопене, M., 1971; Заметки о тематизме и форме в произведениях Бетховена раннего и среднего периодов творчества, в сб.: Бетховен, вып. 1, M., 1971; Проблемы классической гармонии, M., 1972; Музыкознание и достижения других наук, «СМ», 1974, No 4; Studia chopinowskie, Kr., (1965) и др.

Литература: От Люлли до наших дней (сб. ст., посвященных 60-летию со дня рождения Мазеля), M., 1967; Житомирский Д., Наука и «тайна музыки», «СМ», 1967, No 5.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Готье Капюсон Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама