Маццокки (Мадзокки) (итал. Mazzocchi) — семья итальянских композиторов.
Доменико Маццокки (8 XI 1592, Чивита-Кастеллана — 20 I 1655, Рим). Учился в церк. семинарии, в 1605 посвящён в духовное звание, в 1619 — в сан священника. С 1614 начал в Риме лит. деятельность. Получил степень доктора философии и права. В Риме же изучал музыку (возможно под рук. Дж. Б. Нанино). С 1620 находился на службе у кардинала И. Альдобрандини.
Автор оперы «Цепь Адониса» (по поэме «Адонис» Дж. Б. Мартино, 1626, Рим), отличающейся симметрией муз. композиции. Маццокки вводит новые муз. формы: арии, речитатив-секко, инстр. ритурнели. На первом представлении оперы жен. партии исполняли сопранисты, что способствовало утверждению певцов-кастратов в практике рим. т-ров. Маццокки принадлежат сб. 5-голосных мадригалов («Partitura de madrigali, а 5 voci….», 1638), а также «Диалоги и сонеты» («Dialoghi е sonetti», 1638), «Музыка священная и моральная» («Musiche sacre e morali a 1–3 voci», 1640), к-рые включают арии, речитативы и хоры (в т. ч. на стихи из поэм Вергилия и Т. Тассо) и др. Доменико Маццокки — выдающийся представитель т.н. римской оперной школы.
Вирджилио Маццокки (22 VII 1597, Чивита-Кастеллана — 3 X 1646, там же). Брат Доменико Маццокки. Музыке учился под его руководством. В 1628 капельмейстер церкви Джезу в «Колледжо романо», с 1629 до конца жизни возглавлял капеллу Джулия в Ватикане (в соборе св. Петра). В 1632–44 был также капельмейстером «Колледжо инглезе».
Находясь на службе у Ф. Барберини, Вирджилио Маццокки писал музыку к спектаклям, ставившимся в придв. т-ре кардинала. Приобрела известность опера «Сокол, или Кто страждет, тот надеется» (текст Дж. Роспильози, 1637, спектакль возобновлён в 1639 с муз. добавлениями M. Мараццоли), др. муз.-театр. произведения: «Сан-Бонифачо» (1638), «Защищенная невинность» (1641), «Сан-Эустакио» (1643) и др.
Один из видных представителей т.н. римской оперной школы, Вирджилио Маццокки способствовал появлению первых образцов комической оперы. Для его сочинений характерны живость ансамблевых и хоровых массовых сцен, отмеченных гармоническим и ритмическим разнообразием, тщательная отделка арий и дуэтов, Писал также церк. музыку. Был педагогом в созданной им в Ватикане школе пения и композиции. Среди учеников — певец-кастрат, композитор и теоретик музыки Дж. А. Бонтемпи.
Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1–2, Lpz., 1901–04; Cardinali A., Cenni biografici di Domenico e Vergilio Mazzocchi, Subiaco, 1926; Rolland R., Histoire de l’opera en Europe avant Lully et Scarlatti, nouv. ed., P., 1931.
C. M. Грищенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.