Марокканская музыка
Музыкальная культура Марокко — результат взаимных влияний культур берберов и арабов. «Чистые» образцы берберского иск-ва сохранились в центр. части Марокко, гл. обр. в отдалённых сельских местностях. Для него типична тесная связь музыки с поэзией и танцем. Наиболее распространённый жанр — коллективный танец с пением. Различаются иск-во ахиду (берберов, живущих на северо-востоке этой области) и ахуах (берберов преим. племени шлехов, населяющих её юго-зап. часть). Музыка берберов, живущих вокруг центр. горного р-на, на равнинах Севера, Запада и Юга, приобрела гибридные формы (напр., у земмуров). Мелодии ахиду небольшого диапазона (часто в пределах квинты), преобладает хроматика (используются интервалы меньше ½ тона), господствует 5-дольный размер. Часто песни исполняются под аккомпанемент тамбурина. Пение без инстр. сопровождения — тамавайт или ташерафт — носит характер ритмически свободной импровизации (эта песенная форма широко применяется в свадебной церемонии). В ахиду руководящая роль принадлежит поэту-певцу — амессаду, к-рый излагает сначала короткую песню (изли, атемши, тархиул), состоящую из фразы, разделённой ритмически на 2 полустишия, лишённых рифмы и ассонансов. Песню подхватывает хор, сопровождая её притоптыванием и хлопками в ладоши. Мелодии ахуах близки европейским, диапазон их — до l1/2 октавы, в звукоряде отсутствуют интервалы меньше ½ тона, распространены нисходящие скачки на сексту, септиму, размер — преим. 2-дольный. Муз. искусство племени земмуров сложилось под влиянием бедуинов (арабов-кочевников). Земмурские мелодии — своего рода модулирующая речитация (монотонные подъёмы и спады голоса вокруг осн. тона по интервалам, близким четвертитоновым). Их ритмич. строение (обычно близкое размерам 3/8, 6/8) зависит от ритмики силлабического стиха.
Муз. инструментарий разл. берберских племён в сущности единый. Из дух. инструментов распространены: флейты (касба, по-берберски — таввадит) — диатонические касба хомассия (тростник с 5 узлами, к-рым соответствуют 5 отверстий), касба устия (более длинная) и хроматическая касба ашария (у земмуров; длина более 75 см, используется в ритуальных обрядах); свирель (по-берберски — арханим, у земмуров — замр) — примитивный 2-ствольный инструмент, близкий по конструкции авлосу (несмотря на спаренные трубки — одноголосный, на нём исполняют простейшие мелодии без гармонич. созвучий, допускаемых его конструкцией). Из удар. инструментов — тамбурины: бендир (по-берберски — аллун; большой плоский бубен) и тариджа (продолговатый бубен, обычно из глины). К струнным принадлежат скрипки — эль-калальджа, у-эр-рбаб (2-струнная, в совр. Марокко её вытеснила европ. скрипка), а также 3-струн. мандолина — гун-бри (излюбленный инструмент шлёхов).
Араб. музыка в Марокко — своеобразный сплав испано-араб. и марокканского иск-в. Арабы, завоевавшие Марокко в нач. 8 в., принесли свою культуру и религию. Среди берберов быстро распространился ислам. Мн. берберские племена восприняли араб. язык. В Марокко араб. музыка представлена в основном инстр. жанрами (развивалась вне связи с танцем и поэзией). Существует классич. (ала и сама) и нар. (гриха) араб. музыка. Мелодии ала и сама часто родственны, но их тексты резко отличаются по содержанию. Ала — иск-во светское, придворное, изысканное, развлечение для образованных людей; основой его служит классич. Араб. поэзия. Сама — вокальное (не допускает инстр. аккомпанемента) иск-во религ. содержания (своего рода мусульм. духовные поэмы). Из араб. инструментов распространены кеманча, канун, рта (барабан). Приняты 5 ритмов: бсит, кайм-у-нусс, бтайхи, коддам, дердж. Те же назв. даны 5 разделам вок.-инстр. циклов — нуб (каждая часть нубы строится в соответствующем ритме). Гриха — это песни простых людей, основанные на разговорном языке (с обилием обиходных выражений и упрощённым синтаксисом).
В нар. творчестве марокканцев большое место занимает религ. музыка — дикр. Многие дикры не уступают по красоте григорианским псалмам. Они поются гл. обр. в религ. общинах (каждая имеет свой дикр), сопутствуют культовым шествиям, погребальному обряду. Среди др. жанров — праздничные, колыбельные, трудовые песни, музыка шествий, ритуальных танцев, свадебных церемоний.
Известностью пользуются композиторы А. Агуми, М. Шекруни, С. Шарки и др.
В Марокко работают: 3 оркестра Радио (симфонический, андалусской музыки, фольклорный), Нац. фольклорный ансамбль; консерватории в Мекнесе, Танжере, Касабланке, Нац. консерватория музыки, танца и драм. иск-ва в Рабате, Нац. школа музыки и танца в Тетуане, муз. об-ва в крупнейших городах. С 1960 в Марракеше проводятся нац. фестивали муз. фольклора.
Литература: Сhоttin A., Tableau de la musique marocaine, P., (1939) (рус. пер. — Обзор марокканской музыки, M., 1967).
Л. О. Голден
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.