Люй-Люй (букв. — строй, мера) — 12-ступенный хроматический звукоряд в китайской музыке. Основан на соотношении тонов прибора, состоящего из 12 бамбуковых трубок разной длины и сечения (каждая в 1,5 раза меньше предыдущей), которые образуют цепь восходящих квинтовых ходов.
Изобретение этого акустич. прибора, известного в Китае с глубокой древности, и введение Люй-Люя в муз. культуру приписывается мифич. правителю Хуан-ди и его придв. музыканту Лин Луню. Люй-Люй рассматривался как муз.-философская система. Каждый из 12 звуков последовательного ряда имел свой глубокий натурфилософский смысл: так, нечётные звуки (первый иероглиф в сочетании Люй-Люй) воплощали светлые, активные силы неба (ян); чётные (второй иероглиф в сочетании Люй-Люй) — тёмные, пассивные силы земли (инь). Вместе они выражали сущность 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках. Люй-Люй содержал в себе квартово-квинтовый круг и возможности равномерной темперации.
Кит. теоретики в течение 2 последующих тысячелетий комментировали и переосмысляли эту систему, к-рая стала обозначаться одним, первым иероглифом «люй»; теория темперации приобрела назв. «люй сюэ» (учение о люй). 12-полутоновый звукоряд сам по себе не был ладовой основой для развития интонац. мышления, т. к. звуки такого звукоряда не обнаруживали интенсивных ладовых сопряжений и тяготений друг к другу или тонике.
Е. В. Завадская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.