Легенда (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть).
Музыкальное произведение лирико-эпического характера, воспроизводящее содержание нар. или религ. Л. Родственный балладе жанр Л. сложился в эпоху романтизма. Существуют мн. разновидности Л. Вок. Л. (для пения с сопровождением фп) представлены в творчестве К. Леве. Одной из наиболее ранних инстр. пьес этого жанра является популярная Л. для скрипки с орк. Г. Венявского (ор. 17, 1859).
Легенды в виде программных инстр. пьес созданы Ф. Листом (две Л. для фп.: «Св. Франциск Ассизский. Проповедь птицам» и «Св. Франциск из Паолы, идущий по волнам», не позже 1863). Ему же принадлежат оратория «Легенда о святой Елизавете» (1862), Л. «Святая Цецилия» для меццо-сопрано, хора ad libitum и орк. или фп. (1874) и незавершённая Л. «Святой Кристоф» для баритона, жен. хора, фп., гармониума и арфы ad libitum (1874, неопубл.).
Назв. «легенда» носят и некоторые оперы: «Палестрина. Драматическая легенда» Пфицнера (1917) и «Легенда о святом Кристофе» д’Энди (пост. 1920).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это, как вы знаете, жанр литературный. (Латинское legenda — буквально означает то, что следует прочесть.) Слово «легенда» имеет много значений, но наиболее распространенное связано с народным преданием о жизни какого-либо лица, о давно прошедшем событии; это может быть сказание о необыкновенном событии. Жанр легенды настолько поэтичен и художественно привлекателен, что композиторы-романтики, а вслед за ними и авторы XX века восприняли его как свой. Создавая музыкальные произведения лирико-повествовательного склада, мысля образами загадочно-таинственными, в дымке седой древности, они называли и называют их легендами. Среди музыкальных легенд можно встретить сочинения разных жанров: камерные, вокальные и инструментальные, симфонические, музыкально-сценические. Популярны «Легенда» для скрипки и фортепиано Г. Венявского, «Легенды» для фортепиано в 4 руки А. Дворжака, «Легенда» для фортепиано С. С. Прокофьева, романс П. И. Чайковского «Легенда».
М. Г. Рыцарева