Юлий Анатольевич Кремлёв

July Kremlev

Дата рождения
18.06.1908
Дата смерти
19.02.1971
Профессия
Страна
СССР

В советское музыкознание Ю. А. Кремлев вписал яркие страницы. Он проявил себя как видный историк музыки, критик и публицист, много внимания уделявший советской музыке, эстетике, занимавшийся проблемами музыкальной интонации. Кремлев принадлежал к поколению музыкантов, чьи взгляды формировались в годы после Великой Октябрьской социалистической революции. К самым существенным чертам его личности следует отнести чуткость к запросам советской музыки и музыкознания, готовность откликнуться на их насущные требования.

В начале творческого пути Кремлев серьезно увлекался фортепианной игрой. Сперва это были занятия с С. И. Савшинским, а затем в Ленинградской консерватории — с М. В. Юдиной. Педагоги отзывались о молодом пианисте самым лестным образом. С юных лет он отличался разносторонней одаренностью. Кроме пианизма и музыкознания его интересовала музыкальная композиция и живопись. Кремлеву посчастливилось встретиться на творческом и жизненном пути с крупнейшими представителями музыковедческой мысли. В аспирантуре (1933—1937) он учился у Б. В. Асафьева. Другим его научным наставником (уже в Институте театра и музыки) был А. В. Оссовский.

Первые опубликованные работы Кремлева относятся к 1934 году. В предвоенные годы вышли брошюры о А. П. Бородине, Ф. Листе, В. Моцарте, Ж. Бизе, Дж. Мейербере, книга о Ленинградской консерватории, статьи о советской музыке, среди которых выделялась статья о А. Ф. Пащенко и его опере «Помпадуры». Работы Кремлева обнаруживают высокую эрудицию автора, богатство его ассоциативного мышления, изобилуют ценными наблюдениями. Музыковед страстно и горячо вторгается в новые области для советской музыкальной науки, тогда только находившей свою методологию.

В годы Великой Отечественной войны Кремлев остается в Ленинграде и здесь самоотверженно трудится: выступает с концертами по радио как пианист и композитор, работает над рукописью «Очерки развития русской мысли о музыке». В послевоенное десятилетие в центре интересов Кремлева находится несколько крупных творческих тем. Одну из них он завершит превосходной книгой о Ф. Шопене (1949), выдержавшей уже несколько изданий. Другая тема станет продолжением «Очерков развития русской мысли о музыке». Сравнительно небольшая рукопись выросла в фундаментальное трехтомное исследование (завершенное в I960 году), в котором рассматриваются процессы развития русской мысли о музыке от 20-х до 90-х годов XIX века в нерасторжимой связи с прогрессом общественной мысли в России. За это исследование Кремлеву в 1962 году была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. Третья тема носит специфически эстетический характер, это — «Очерки по вопросам музыкальной эстетики» (1957). В этой книге Кремлев выдвигает свою гипотезу трактовки свойств музыкальной интонации, внося определенный вклад в кардинальную для советской эстетики проблему отражения музыкой действительности.

В 50-е годы вышли в свет книги Кремлева — «Фортепианные сонаты Бетховена» (1953) и «Симфонии Чайковского» (1955), а также многочисленные статьи по вопросам русской и зарубежной классики, советской музыки. Советской музыкальной современности Кремлев постоянно уделял особое внимание. В 50—60-е годы были написаны его книги «Соловьев-Седой» (1960), «Хренников» (1963), статьи о советской музыке. Кремлев отстаивал в них критерии содержательности музыки, ратовал за естественность выражения, искренность, доступность, боролся с фетишизацией понятия мастерства.

XX съезд КПСС поставил перед советским искусствознанием задачу научно-объективного освещения зарубежной культуры XX века. Кремлев откликнулся на это требование созданием ряда работ, из которых особенно ценна книга о Дебюсси (1965), где он дает проницательную оценку музыкальному импрессионизму. Монография о Дебюсси — выдающийся вклад советского музыковеда в мировую литературу о французском композиторе. Глубокое знание эпохи, меткость характеристик присущи монографиям о Ж. Массне (1969), Сен-Сансе (1970). Последней книгой Кремлева была книга о Й. Гайдне (1972), в которой автор, с одной стороны, пишет о богатстве эмоциональной палитры, свойственной музыке Гайдна, а с другой — доказывает, что искусство Гайдна является «подлинной вершиной народности музыки в XVIII веке».

Труды Кремлева издавались в ГДР, Венгрии, Румынии, Франции, Польше, Болгарии и других странах. Много сил отдавал Кремлев музыкально-общественной деятельности. Он избирался членом правления Союза композиторов СССР, входил в редколлегию журнала «Советская музыка». В 1957 году Кремлеву было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1957—1968 годах Кремлев стоял во главе сектора музыки Института театра, музыки и кинематографии.

В. Смирнов

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Грэм Вик Театральные деятели
Жоскен Депре Композиторы
Александр Яковлевич Головин Театральные деятели
Хосе Итурби Дирижёры
Фредерик Лоу Композиторы
Анри Соге Композиторы

Реклама