Clemens Krauss
Для тех, кто был знаком с искусством этого выдающегося австрийского дирижера, его имя неотделимо от имени Рихарда Штрауса. Краус на протяжении десятилетий был ближайшим другом, соратником, единомышленником и непревзойденным исполнителем произведений гениального немецкого композитора. Творческому союзу, существовавшему между этими музыкантами, взаимной симпатии не мешала даже разница в возрасте: они встретились впервые, когда двадцатидевятилетний дирижер был приглашен в Венскую государственную оперу,— Штраусу в ту пору было шестьдесят лет. Дружба, родившаяся тогда, прервалась лишь со смертью композитора...
Впрочем, личность Крауса-дирижера, естественно, не была ограничена этим аспектом его деятельности. Он был одним из самых видных представителей венской дирижерской школы, блиставшим в широком репертуаре, основу которого составляла романтическая музыка. Яркий темперамент, изящная техника, внешняя импозантность Крауса проявились и до встречи со Штраусом, не оставляя сомнений в его блестящем будущем. Особенно рельефно эти черты воплощались в его интерпретации романтиков.
Как и многие другие австрийские дирижеры, Краус начал свою жизнь в музыке участником придворной Капеллы мальчиков в Вене, а продолжил образование в Венской музыкальной академии под руководством Греденера и Хойбергера. Уже вскоре после завершения учебы молодой музыкант работал дирижером в Брно, затем в Риге, Нюрнберге, Щецине, Граце, где впервые стал во главе оперного театра. Через год он был приглашен первым дирижером Венской государственной оперы (1922), а вскоре занял пост «генеральмузикдиректора» во Франкфурте-на-Майне.
Исключительные организаторские способности, великолепное художественное чутье Крауса словно были предназначены для руководства оперой. И он оправдал все ожидания, возглавляя в течение многих лет оперные театры Вены, Франкфурта-на-Майне, Берлина, Мюнхена и вписав в их историю немало славных страниц. С 1942 года он осуществлял также художественное руководство Зальцбургскими фестивалями.
«В Клеменсе Краусе — исключительно импозантном и интересном явлении — воплощались и проявлялись еще и особенности типично австрийского характера,— писал критик.— Он был господином в полном и лучшем, смысле слова, обладал, наряду с утонченным вкусом в понимании искусства, также большим авторитетом и врожденным благородством».
Клеменсу Краусу обязаны своим первым исполнением четыре оперы Р. Штрауса. В Дрездене под его управлением впервые прозвучала «Арабелла», в Мюнхене — «День мира» и «Каприччио», в Зальцбурге — «Любовь Данаи» (в 1952 году, уже после смерти автора). Для последних двух опер Краус сам написал либретто.
В последнее десятилетие своей жизни Краус отказался от постоянной работы в каком-либо одном театре. Он много гастролировал по всему миру, записывался на пластинки фирмы «Декка». Среди оставшихся записей Крауса — почти все симфонические поэмы Р. Штрауса, произведения Бетховена и Брамса, а также многие сочинения венской династии Штраусов, в том числе «Цыганский барон», увертюры, вальсы. На одной из лучших пластинок запечатлен последний проведенный Краусом традиционный новогодний концерт Венской филармонии, в котором он с блеском, размахом и подлинно венским шармом дирижирует произведениями Иоганна Штрауса-отца, Иоганна Штрауса-сына и Йозефа Штрауса. Смерть настигла Клеменса Крауса в Мехико, во время очередного концерта.
Л. Григорьев, Я. Платек