Jochen Kowalski
Искусство контратенора, применявшееся в минувшие века лишь в церковных песнопениях, нынче переживает пору расцвета. Все началось с того, что Бенджамен Бриттен создал первую в современной музыкальной истории роль специально для этого голоса - это была партия Оберона в опере "Сон в летнюю ночь". Однако всеохватная мода на контратеноров развилась немного позднее, с распространением аутентизма в исполнении старинной (прежде всего барочной) музыки. Когда-то ее исполняли кастраты. Но в 20 веке такое варварство, как кастрация, стало невозможным, и контратенора оказались востребованными в своем новом качестве. Повсеместно музыку Монтеверди и Генделя, Кавалли и Глюка стали петь именно они. И, хотя характеристики голоса у кастрата и контратенора не вполне совпадают, тем не менее, это ничуть не смущает приверженцев аутентизма. Еще одна сфера контратеноров - замещение меццо-сопрано и контральто в ролях травести.
Именно в травестийной партии Федора в "Борисе Годунове" дебютировал в 1983 году на сцене "Комише опер" немец Йохан Ковальски (р. 1954). Мировую славу этот певец приобрел после знаменитой постановки глюковского "Орфея" в том же театре, осуществленной Гарри Купфером в декабре 1987 года и приуроченной к 200-летию со дня смерти великого композитора. В 1989 году этот спектакль был перенесен на сцену "Ковент-Гардена".
Ковальски также является непревзойденным исполнителем партии Князя Орловского в "Летучей мыши". Она стала для него дебютной в Метрополитен (1995), неоднократно пел он ее в Венской опере (1991-1994) и других театрах. В 1993 году на Зальцбургском фестивале Ковальски участвовал в блестящей постановке оперы Монтеверди "Коронация Поппеи", осуществленной Юргеном Флиммом и Николаусом Арнонкуром (партия Оттона). Среди других ролей можно отметить выделить Юлия Цезаря в одноименной опере Генделя (1993, Шветцинген; 1998, Берлин и др.). В репертуаре контратенора также оперы Генделя "Джустино" и "Альцина", моцартовский "Митридат, царь Понтийский".