Симфоническое творчество Пэрри →
Английский композитор Хьюберт Пэрри (англ. Hubert Parry, 27 февраля 1848 – 7 октября 1918) особенно известен в своей родной стране как создатель англиканского гимна «Иерусалим», но этим его заслуги перед британской музыкой не ограничиваются. Композитор создал множество других произведений, кроме того, он был педагогом, музыковедом и музыкальным общественным деятелем.
Хьюберт Пэрри родился в Борнмуте в аристократической семье. Его отец сэр Гэмбир Пэрри коллекционировал итальянские произведения изобразительного искусства и сам занимался живописью. Кроме того, он был музыкантом-любителем, играл на фортепиано и валторне, однако карьеру профессионального музыканта считал «непристойной» для джентльмена.
С десятилетнего возраста Пэрри обучался в школе Хэмпшира. Под влиянием директора школы он увлекся музыкой и начал обучаться у Самуэля Уэсли – органиста Винчестерского собора, а также у другого церковного органиста – Эдварда Бринда. Благодаря Уэсли он полюбил музыку Иоганна Себастьяна Баха. По совету наставника Хьюберт побывал на Фестивале трех хоров, где услышал немало шедевров – Реквием Вольфганга Амадея Моцарта, оратории Георга Фридриха Генделя «Самсон» и «Мессия», ораторию «Илия» и Итальянскую симфонию Феликса Мендельсона-Бартольди, Симфонию № 6 «Пасторальную» Людвига ван Бетховена.
С 1861 г. Пэрри обучался в Итоне. Этот год был омрачен печальными событиями: старший брат Хьюберта был отчислен из Оксфордского университета, а сестра умерла от туберкулеза. Несмотря на это, Пэрри в Итоне проявлял исключительное рвение в учебе, одновременно продолжая обучаться музыке, на этот раз – у органиста Джона Элви. Тот познакомил ученика со струнными квартетами Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, обучил основам контрапункта и оркестровки.
Самостоятельно Пэрри изучал партитуры оркестровых сочинений Карла Вебера, Людвига ван Бетховена и Феликса Мендельсона-Бартольди, к которому питал особую любовь. Оценив талант ученика, Элви вознамерился подготовить его к сдаче экзамена на степень бакалавра музыки в Оксфорде – и цели своей достиг: еще до окончания учебы в Итоне Пэрри стал самым молодым обладателем этой степени. Кантата, представленная им в качестве экзаменационного сочинения, получила самую высокую оценку и была исполнена в 1867 г.
В том же году Пэрри по настоянию отца поступил в Оксфордский университет, чтобы изучать историю и право, но музыкальных занятий не оставлял. Летом, во время каникул он обучался у Генри Пирсона, под влиянием которого стал более критично относиться к музыке Мендельсона, хотя влияние ее на Пэрри сохранялось.
Завершив учебу в Оксфорде, Пэрри – опять же по настоянию отца – работал в Лондоне в страховой компании. Работа, к которой он не испытывал ни малейшей склонности, тяготила его, и Пэрри продолжал совершенствовать свое композиторское мастерство. Он брал уроки у Уильяма Беннета, затем – у Эдварда Даннройтера. Последний познакомил его с музыкой Рихарда Вагнера, чье влияние проявилось в сочинениях Пэрри, созданных в те годы.
Первые крупные сочинения Пэрри были написаны в 1880 г. – это были Фортепианный концерт, премьеру которого осуществил Даннройтер, и Сцены из «Освобожденного Прометея» Перси Биши Шелли. В 1881 г. хор, возглавляемый Чарльзом Стэнфордом, исполнил «Оду к торжественной музыке», написанную Пэрри на стихи Джона Мильтона. В 1883 г. он наряду с Чарльзом Стэнфордом стал одним из первых преподавателей Королевского музыкального колледжа. Его лекции по истории музыки производили большое впечатление на студентов – не ограничиваясь чисто музыкальной тематикой, он представлял явления искусства в контексте исторических событий.
Пэрри был весьма плодовитым композитором. Он охватил практически все жанры (исключение составляет лишь опера: после первого опыта – «Царя Саула» – он больше не возвращался к этому жанру). Композитор создавал камерно-инструментальные, вокальные и хоровые сочинения, симфонии. Значительным его достижением стали оратории на библейские сюжеты, в которых он выступает как продолжатель традиций Георга Фридриха Генделя – «Юдифь», «Иов». На протяжении всей своей творческой жизни он создавал песни – они объединены в двенадцать тетрадей «Английской лирики», форма их варьируется от простой куплетной песни до развернутой драматической сцены.
В 1895 г. Пэрри стал директором Королевского музыкального колледжа и занимал этот пост до конца жизни.
Кантаты Пэрри, относящиеся к позднему периоду творчества, не принадлежат к числу высших достижений композитора (один из современников определил их как «благородные неудачи»), но в последнее десятилетие своей жизни он создал несколько значительных произведений в других жанрах – Пятую симфонию, «Оду на Рождество», «Песнь прощания». Тяжелым ударом стала для композитора Первая мировая война – ведь он всегда высоко ценил немецкую музыку и был уверен, что конфликт между Великобританией и Германией невозможен.
Хьюберт Пэрри умер в 1918 г. во время эпидемии гриппа, известного как «испанка». По настоянию Чарльза Стэнфорда композитор был похоронен в Соборе св. Павла в Лондоне.