Классический танец — исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов.
Термин «классический танец» возник в России в кон. 19 в., в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных» (см. Характерный танец). Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины — «серьёзный», «благородный», «академический» и др. До этого времени в России (в зарубежной терминологии включая и 20 в.) понятие «классический танец» было равнозначно балетному или театр. танцам. По существу оно обозначало проф. танец по аналогии с проф. музыкой и в отличие от танца и музыки народной.
Из множества движений европ. К. т. впитал положения и движения, заимствованные из нар. плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определённостью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека. Первые попытки осмысления театр. танца были предприняты итал. и исп. учителями танца 15–16 вв., которые стремились систематизировать свод танц. положений и движений (трактаты о танце Ф. Карозо, Г. Негри и др.). Художеств. особенности К.т. начали складываться в 16 в. в Италии.
Дальнейшее развитие система К. т. получила во Франции, в трудах Академии танца (П. Бошан, Р. Фёйе), где получила свою терминологию. Проф. разработка нар., бального и сценич. танца привела к дифференциации и обобщению выразит. средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы К. т. Она построена на изучении разл. групп движений, объединённых общими для каждой группы признаками, напр. группа приседаний (plie), прыжков (элевация), вращений (pirouette, tour, fouette), положений корпуса (attitude, arabesque) и др. В системе К. т. разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы (позиции ног разработаны значительно полнее), причём строго ограничено число групп движений. Движения К. т. строятся на основе выворотности. В теории К. т. разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещённых (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы К. т., служит средством создания художеств. образов балетного спектакля.
К. т. связан с проф. музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу. Эволюция К. т. была обусловлена развитием и борьбой разл. для каждой эпохи эстетич. направлений (см. Балет). Большое значение в развитии культуры К. т. имела рус. школа, которая получила значит. развитие в кон. 19 в. Деятели рус. хореографии создали школу К. т., отличающуюся нац. характером, чистотой и благородством пластич. языка, умением наполнить танец драматич. содержанием. Муз.-хореографич. реформа П. И. Чайковского и М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного искусства.
К. т. непрерывно обогащается, черпая новые пластич. формы из нар. танца, из др. танц. систем. Он является основой, на которой формируются разл. нац. балетные театры: в СССР, в странах Европы, Америки, а также Азии и Африки (последние десятилетия).
Литература: Степанов [В.И.], Программа занятий балетными танцами, в кн.: Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, [Л.], 1939, с. 260 — 62; Ваганова А., Основы классического танца, Л. — М., 1963; Мессерер А., Уроки классического танца, [М., 1967]; Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, 2 изд., Л., 1976; Weaver J., Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721; Rameau P., Le maitre a danser, P., 1725; Blasis C., Traite elementaire, theorique et pratique de l' art de la danse, Mil., 1820; Adice L., Theorie de la gymnasti-que de la danse theatrale, P., 1859. См. также лит. при ст. Балет.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.