Литовский балет
Возникновение балетного искусства в Литве относится ко 2-й пол. 18 в., когда собств. танц. труппы имелись у крупных помещиков (А. Тизенгауз и др.), а литов. артисты участвовали в оперных спектаклях Вильнюсского гор. театра (осн. в 1785). Первым крупным деятелем Л. б. стала балетмейстер, танцовщица и художник О. Дубенецкене-Калпокене, которая организовала в 1921 в Каунасе первую балетную студию (в 1922 состоялся первый концерт с участием её учениц) и сочиняла в 1921–25 танцы для оперных спектаклей.
В 1925–29 в Литве работал приглашённый из Ленинграда танцовщик, педагог и балетмейстер П. Н. Петров, организатор балетной студии в Каунасе (в ней занимались и некоторые ученики Дубенецкене-Калпокене). Он познакомил артистов с основами рус. классич. школы танца, способствовал становлению их проф. мастерства. В 1925 Петров пост. первый в Литве балет «Коппелия». Среди его наиболее значит. постановок: «Лебединое озеро» (1927), «Щелкунчик» (1928); «Литовская рапсодия» на муз. Карнавичюса (1928), «Жар-птица» и «Арлекинада» (1929).
В 1929–30 балетную труппу возглавляли В. А. Каралли, Г. Г. Кякшт, Ф. А. Васильев. В 1931–35 руководители и ведущие танцовщики труппы — рус. артисты В. Немчинова, А. Обухов и Н. Зверев; они оказали большое влияние на формирование литов. балетного искусства, внесли значит. вклад в систему хореографич. образования. Зверев пост. первые литов. балеты: «В вихре танца» Бацявичюса, «Юрате и Каститис» Груодиса и «Сватовство» Дварионаса (все — 1933). Ему принадлежат пост. 15 балетов, в т. ч.: «Жизель»; «Исламей» на муз. Балакирева (оба — 1931), «Карнавал»; «Ночь на Лысой горе» на муз. Мусоргского, «Послеполуденный отдых фавна», «Болеро» (все — 1932), «Раймонда» (1933), «Спящая красавица» (1934), а также танц. номера в оперных спектаклях. В 1935 литов. труппа впервые гастролировала за границей (Монте-Карло, Лондон).
Во время бурж. диктатуры балетная труппа испытывала постоянную угрозу ликвидации, вызванную враждебным отношением к балету и к участию рус. деятелей в его работе. В 1935–37 труппу возглавляла балетмейстер и педагог А. Фёдорова-Фокина (пост. балеты «Дон Кихот», 1936, и «Конёк-Горбунок», 1937). К этому времени литов. балетная труппа стала проф. коллективом, в её состав входили О. Малеинайте, М. Юозапайтите, Я. Иовайшайте-Олекене, Б. Келбаускас, В. Аукшчюнас, Т. Ягминас, Е. Бандзевичюс и др.
В 1937 начал работать как балетмейстер Келбаускас, возглавивший в 1938 труппу. Особенно большое значение для развития Л. б. имели его пост. «Бахчисарайский фонтан» (1938) и «Кавказский пленник» (1939). В 1937 стала государственной литов. балетная студия, где преподавали Келбаускас, Юозапайтите, Иовайшайте-Олекене.
После восстановления в Литве Советской власти (1940) первой плодотворной работой явился балет «Красный мак» (1940, балетм. Келбаускас). С 1941 в оккупированной фашистами Литве балеты почти не ставились. В условиях оккупации Келбаускасу удалось поставить нац. балет «Невеста» Пакальниса (1943), работа над которым была начата в 1940 для намечавшейся Декады литов. искусства и литературы в Москве. С 1944 в освобождённой от нем.-фаш. оккупации Литве началась интенсивная восстановительная работа. В 1948 Театр оперы и балета Литовской ССР был переведён из Каунаса в Вильнюс.
В кон. 40 — нач. 50-х гг. балеты ставили балетм. Ф. В. Лопухов, М. Л. Сатуновский, ряд балетов возобновил Келбаускас («Невеста», 1943, 1952; «Коппелия» и «Жизель», 1946, и др.). В 1951–54 труппу возглавляли балетмейстер М. Ф. Моисеев, педагог К. И. Сальникова. Осуществлённые ими пост. способствовали дальнейшему росту проф. мастерства артистов. В 1954–66 и 1968–71 гл. балетмейстером театра был В. Гривицкас, внесший значит. вклад в развитие литов. нац. балета. Он поставил первый литов. сов. балет «На берегу моря» Юзелюнаса (1954, совм. с А. М. Мессерером), героич. литов. балет «Аудроне» Индры (1957), сказку-балет «Эгле — королева ужей» Бальсиса (1960) и др. балеты. С кон. 50-х гг. репертуар обогащается новыми, значит. по идейно-художеств. уровню, спектаклями; ставятся балеты, созданные балетмейстерами братских союзных республик, — «Тийна» Аустер (балетм. А. Койт), «Ригонда» Гринблата (балетм. Е. Тангиева-Бирзниек), «Шурале» Яруллина (балетм. И. Гудавичюс).
В 1959 труппа пополнилась выпускниками Ленингр. хореографич. училища, среди которых были Л. Ашкеловичюте, Г. Самайтите, Г. Баранаускайте, Г. Жвикайте, Р. Миндерис, А. Белюкевичюс и др. В 60-70-х гг. балеты ставили Б. Келбаускас, К. Ф. Боярский, Э. Букайтис, В. Браздилис. Творческими удачами явились постановки балетов «Анна Каренина» (1975, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), «Ромео и Джульетта» (1977) и «Слуга двух господ» Чулаки (1979) — оба балетм. Н. Н. Боярчиков. Балетная труппа существует также при Каунасском муз. театре. В 1941 и 1944–50 ею руководил В. Германавичюс, который поставил балеты «Волшебная флейта», «Арлекинада», «Цыганский табор». Здесь работали балетмейстеры Ю. Ястребов, И. Гудавичюс и др. Балетмейстер А. Кондратавичюс поставил в 70-х гг. «Прощальную симфонию» на муз. Гайдна, «Тщетную предосторожность»; «Терра Архегон» на муз. Юзелюнаса, «Скалес-концерт» Ряэтса, «Пер Гюнт» на муз. Грига и др. С 1959 труппа регулярно пополняется выпускниками Ленингр. и Моск. хореографич. училищ и хореографич. отделения Средней школы искусств им. М. К. Чюрлёниса в Вильнюсе (основано в 1952).
Ведущие артисты литовского балета: нар. арт. Литов. ССР Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, Г. Банис, В. Гривицкас, Л. Ашкеловичюте, засл. арт. Литов. ССР И. Иовайшайте-Олекене, Г. Ягминас, П. Баравикас, Ч. Жебраускас, А. Рузгайте, Р. Янавичюте, С. Масанёва, Н. Антонова, В. Куджма, Р. Миндерис, артисты Р. Кругишките, Л. Бартусевичюте, Г. Сакалаускайте, И. Катакинас, В. Хлебинскас, П. Скирмантас и др.
Материалы о Л. б. печатаются в альманахе «Музыка и театр», в журнале «Вехи культуры», в газетах «Тиеса», «Литература ир менас», «Советская Литва» и др. Вопросами балетоведения в Литве занимаются А. Рузгайте, Л. Мотеюнайте, В. Гривицкас, Ж. Даутартас.
Литература: Ruzgaite A., Lietuvisko baleto kelias, Vilnius, 1964.
Л. И. Мотеюнайте
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.