Кабуки

Танец из спектакля «Волшебный колокол»

Кабуки (танцы кабуки)

Театр кабуки, наряду с традиционным танцем, включает и народную японскую хореографию. Танцевальные пьесы — сёсагото или буёгэки составляют значительную часть его репертуара. Танцы кабуки содержат три основных элемента: май, одори и фури. Самый древний из них май — плавные спокойные движения, заимствованные из бугаку и позднее из ноо. Для одори характерны прыжки, простые жесты и позы, взятые из нар. плясок (введены в представления К. в 17 в.). Движения, близкие пантомиме, используются в фури и изображают повседневную жизнь. Фури имеет неск. разновидностей: наиболее простые движения — мономанэбури, более усложнённые (абстрактные) — фудзэйбури, имитирующие персонажей театра кукол «Бунраку» — нингёбури и др. Танцы К. сопровождаются пением и музыкой, распространён аккомпанемент, состоящий из песни и игры на трёхструнном сямисэне (род мандолины); содержание и выразительность танца во многом определяются текстом песни. Непосредственные предшественники танцев К. (затем вошедшие в них) — нар. фурюодори, получившие распространение в кон. 16 в., и религиозные нэмбуцу-одори, содержавшие грубоватый юмор, акробатику и элементы драматич. действия. Родоначальница танца К. — Окуни, жрица синтоистского храма из провинции Идзумо. В 1603 в Киото она исполнила композицию из ре лиг. и нар. танцев, к-рая была названа танцем К. и считается первым представлением этого театра (в то время слово «кабуки» означало проявление экстравагантности). Окуни выступала в ярком костюме, используя неожиданно смелые, подчас нескромные движения.

Танцы К. имели неск. этапов развития. Первый — женский К. (онна-К.). Его популярность привела к возникновению многочисл. трупп танцовщиц, копировавших Окуни. Их танцы всегда имели сюжет, в к-ром было три гл. героя: девушка из чайного дома, её возлюбленный и комич. персонаж. В этой своеобразной муз.-танц. драме каждая часть кончалась групповым танцем, а завершающая сцена отдалённо напоминала grand pas европ. балета. В 1629 женские труппы были запрещены властями как угроза моральным устоям общества. Следующий этап — К. юношей (вакасю-К.), заменивших изгнанных со сцены женщин. О характере этих танцев точных сведений нет. Известно только, что они обогатились элементами май, в результате чего сложился новый своеобразный сценич. танец. В 1652 труппы юношей по той же причине, что и женские, были запрещены. С тех пор, включая и 20 в., на сцене т-ра К. выступают только мужчины, к-рые исполняют и женские роли (оннагата). Стремление к гармонии цвета и линий, живописности костюма — общая черта танцев К. Наиболее ярко она выражена в танцах оннагата, где рукава кимоно, пояс оби, роскошные ткани помогают актёру создавать иллюзию женственности. Грубоватые, иногда комич., полные бравады танцы мужчин якко-одори стали основой дальнейшего развития техники мужского танца. К нач. 18 в. костюму уделялось столько внимания, что он зачастую подменял выразительность движений танцовщика. Главными в танце стали движения рукавов и колыхание подола кимоно. Большое значение в создании танцев оннагата имело творчество выдающихся актёров 18 в. Кикунодзё Сэгавы I и Томидзюро Накамуры I.

Характерная особенность танцев К. — обязательная связь с сюжетом всего представления. Каждая танц. сцена — составная часть драмы. В 1-й пол. 19 в. произошло дальнейшее развитие хэнгэ-моно — коротких танц. пьес с быстрой сменой костюмов гл. героя, к-рый трансформируется в разл. персонажи. Поскольку в хэнгэ-моно исполнителю приходится создавать несколько характеров, ему необходимо обладать высоким актёрским и танц. мастерством. Этим требованиям отвечало творчество актёров 19 в. Утаэмона Накамуры III и Мицугоро Бандо III. Хэнгэ-моно обновили танец К., т. к. включали нар. танцы, обычаи, песни. Эти нововведения неск. высвободили зависимость танцовщиков от их костюма. В кон. 19 в., после незавершённой бурж. революции Мэйдзи (1868), когда аристократич. театр ноо стал достоянием более широкой аудитории, танцы К. начали заимствовать сюжеты, костюмы и многое другое из этого т-ра. Появляются также танц. пьесы, основанные на средневековых фарсах — кёгэн. Однако все эти нововведения всегда укладывались в рамки уже сложившейся техники танцев. В дальнейшем значит, изменений танец К. не претерпел. Среди мастеров 2-й пол. 20 в.: Утаэмон Накамура VI, Байко Оноэ VII, Сикан Нака-мура VII и Томидзюро Накамура V. Иск-во танца К. было представлено на гастролях т-ра К. в СССР (1928, 1961).

Литература: Японский театр кабуки, М., 1969; Гришелёва Л., Театр современной Японии, М., 1977; Ацуми Сэйтаро, Кабуки буе (Танцы в театре кабуки), Токио, 1957; Гэйно дзитэн (Театральный словарь), Токио, 1961; Gunji Masakatsu, Buyo. The classical dance, Tokyo — Kyoto, 1970.

Л. Д. Гршиелёва
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Японский классический танец

реклама

вам может быть интересно

Квинтовый круг Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Музыкальный момент Музыкальные жанры и формы
Шведский балет Балет и танец
Нюанс Теория музыки
Кларнет Музыкальные инструменты
Действенный танец Балет и танец
Мелопласт Термины и понятия
Forte, форте Термины и понятия
Думка Музыкальные жанры и формы
Наигрыш Термины и понятия

Реклама