Иваки, Хироюки
Несмотря на молодость, Хироюки Иваки, бесспорно, является наиболее известным и чаще всех выступающим японским дирижером как на родине, так и за ее пределами. На афишах крупнейших концертных залов Токио, Осака, Киото и других городов Японии, а также большинства стран Европы, Азии и обеих Америк его имя, как правило, соседствует с именами современных авторов, прежде всего японских. Иваки — неустанный пропагандист современной музыки. Критики подсчитали, что еще в период с 1957 по 1960 год он познакомил японских слушателей примерно с 250 новыми для них произведениями.
Став в 1960 году художественным руководителем и главным дирижером лучшего в стране оркестра НХК— Японской радиовещательной компании, Иваки развил еще более широкую гастрольно-концертную деятельность. Он ежегодно дает десятки концертов в крупнейших городах Японии, гастролирует во множестве стран со своим коллективом и самостоятельно. Иваки регулярно приглашают участвовать в фестивалях современной музыки, проводящихся в Европе.
Вместе с тем интерес к современной музыке не мешает артисту весьма уверенно чувствовать себя в обширном классическом репертуаре, что отмечала советская критика во время его неоднократных выступлений в городах нашей страны. В частности, он дирижировал Пятой симфонией Чайковского, Второй Сибелиуса, Третьей Бетховена. Журнал «Советская музыка» писал: «Его техника совсем не рассчитана на внешнюю эффектность. Напротив, движения дирижера скупы. Сперва казалось даже, что они однообразны, недостаточно собраны. Однако сосредоточенность вступления первой части Пятой симфонии, настороженность лишь «на поверхности» спокойного, на самом же деле взволнованного пианиссимо в главной теме, страстность нагнетаний в экспозиции Аллегро показали, что перед нами мастер, умеющий передать оркестру любые намерения, настоящий художник — глубокий, мыслящий, способный по-особенному проникать в то сокровенное, что составляет сущность исполняемой музыки. Это артист яркого темперамента и, пожалуй, даже повышенной эмоциональности. Его фразировка нередко более напряжена, более выпукла, чем того ждешь. Он вольно, свободнее, чем у нас принято, варьирует темпы. А вместе с тем музыкальное мышление его строго организовано: Иваки наделен вкусом и чувством меры».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969