Сербская музыка

Категории словаря

Сербская музыка

Сербская музыка развивалась на основе богатых традиций музыкального фольклора славянских племён (на Балканах с 7 в.); их древнее искусство впитало черты византийской (в восточной части Сербии) и романской (в западной части) музыкальных культур. Нек-рое воздействие на формирование нар. С. м. оказала также музыка мусульм. Востока (в юж. областях страны). В эпич., лирич. и обрядовых нар. песнях отразилась борьба против тур. завоевателей (15–19 вв.). Наибольшее распространение в муз. фольклоре получил героич. эпос (песни исполнялись в сопровождении гусле), а также песенно-танц. жанр коло. Для нар. песен характерен диапазон в объёме кварты или квинты, диатонич. попевки с чертами ладовой переменности, встречаются также элементы хроматики (распространённая интонация — ув. секунда); мн. мелодии богато орнаментированы. Особой красотой отличаются юж.-серб. любовные песни, т. н. севдалинки. Эпич. песням свойственны импровизац. свобода и декламационность, плясовые характеризуются прихотливыми переменными ритмами; часто используются смешанные размеры. Типично 2-гол. пение с секундовыми звучаниями (в горных р-нах) и параллельными терциями (в гор. фольклоре). Пению и танцам аккомпанируют на гусле, тамбуре (тамбурице, струн. щипковый), гайде, 1-ствольной и 2-ствольной фруле, тапане (ударный).

В ср. века возникло светское иск-во странствующих нар. музыкантов, получили развитие придв. и воен. музыка, не уступавшие по своему уровню иск-ву др. зап.-европ. стран. Однако почти 5-вековое тур. господство отрицательно сказывалось на нац. муз. иск-ве; в меньшей степени оно отразилось на формировании церк. музыки, связанной с визант. литургич. муз. жанрами и серб. нар. песней. Крупным центром ср.-век. церк. С. м. был Хиландарский монастырь на горе Афон, сохранивший значение и во время тур. владычества. Кратковременное господство Австрии (1717–39) способствовало оживлению муз. жизни в Белграде и городах Воеводины (авт. край в Югославии, в составе Сербии) — Нови-Саде, Суботице, Панчеве и др. В 18 в. культивировалась светская придв. музыка, по характеру мало отличавшаяся от придв. иск-ва др. зап.-европ. муз. центров. Возникли условия для развития нац. муз. культуры; они улучшились после нар. антитурецких восстаний 1804 и 1815 и достижения частичной независимости Сербии. Выдвигается первый серб. муз. деятель и комп. Й. Шлезингер, возглавлявший (с 1829) музицирование при дворе князя Милоша Обреновича в Крагуеваце (в те годы столица Сербии) и ставший затем руководителем муз. жизни Белграда; организовал 1-й в стране симф. оркестр, ведал (1835–36) музыкальной частью придв. «Княжевско-сербского т-ра» (любит. труппа под рук. Й. Вуйича), работал в «Т-ре на Джумруке» (1-й постоянный т-р в спец. здании в Белграде). Важный вклад в развитие муз. т-ра внёс также Н. Джуркович, музыкант-любитель (работал в 40-е гг. в Панчеве и Белграде). Шлезингер и Джуркович — создатели нац. жанра т. н. пьесы с пением («комад с певаoeем» — серб. разновидность зингшпиля), послужившего основой для формирования серб. нац. оперы и сохранившего популярность до нач. 20 в. Деятельность этих композиторов часто приобретала политич. характер, т. к. они включали в муз. спектакли патриотич. песни, т. н. песни борьбы, в т. ч. ставшую популярной песню из их музыки к драме Й. Стерии Поповича «Сон королевича Марко» «Восстань, восстань, о серб!» (1847), к-рую называли «Сербской Марсельезой».

С сер. 19 в. очагами муз. жизни и развития проф. нац. С. м. стали хор. об-ва, деятели к-рых вели муз.-просвет. работу, открывали муз. школы и др.; первые хор. об-ва возникли в Панчеве (1838) и Белграде (1853). Основы муз. образования в Сербии заложил М. Миловук, руководитель белградского хор. об-ва, основавший при нём муз. школу (1864), где, кроме пения, обучали элементарной теории музыки, игре на скрипке и виолончели; он автор первых муз.-теоретич. трудов на серб. яз. — «Теоретические основы музыки» («Теорички основи музике», 1866, 21874) и «Наука о музыке» («Наука о музици», 1867). Начало развитию проф. С. м. в сер. 19 в. положил комн. К. Станкович, хор. дирижёр, фольклорист; он утвердил нац. направленность С. м. В 1869 в Белграде осн. Нац. т-р («Народно позориште»). Дальнейшее развитие С. м. связано с разносторонней деятельностью Д. Енко (словенский музыкант, работавший с 1863 в Сербии); он был муз. руководителем белградского Нац. т-ра (1870–1902), работал в хор. об-вах Панчева и Белграда. Енко сыграл важную роль в становлении серб. нац. муз. т-ра; он автор неск. десятков «пьес с пением» (в т. ч. «Молодец», «Погоня»), 1-й серб. оперетты «Колдунья» (1882), а также симф. соч., хор. и сольных песен, музыки к историч. драме Д. Илича «Прибислав и Божана». Муз.-театр. иск-во развивалось и в др. городах, в т. ч. в Нови-Саде, где в Серб. нар. т-ре (осн. в 1864) наряду с драматическими стали ставить и муз. спектакли (руководители — дир. и комп. А. Максимович и X. Доубек).

В 60-е гг. в связи с подъёмом нац.-освободит. движения осн. новые хор. об-ва в разных городах страны (в Нови-Саде, 1860; в Бече, 1863; в Суботице, 1865; в Шабаце, 1865; в Вуковаре, 1866; в Сомборе, 1868; в Неготине, 1872; в Заечаре, 1875, и др.), мн. из которых были связаны с деятельностью молодёжной прогрессивной политич. и культ.-просвет. организации «Объединённая сербская молодёжь» («Уjедиoeена омладина српска», 1866). Одна из форм работы этого объединения (сокращённо наз. «Омладина») и основанных им хор. об-в — т. н. Беседы — вечера, на к-рых политич. речи чередовались с декламацией и муз. номерами. Хор. об-ва способствовали распространению массовых хор. песен, ставших осн. жанром С. м. во 2-й пол. 19 в. и развивавших традиции «песен борьбы» Шлезингера и Джурковича. В 70-80-е гг. возникли первые рабочие хор. об-ва (в 1876 в Крагуеваце; в 1880 в Белграде, позднее преобразовано в об-во «Абрашевич»), церк. хор. об-во «Корнелие» (1881, с 1888 — «Станкович») и Акад. хор. об-во в Белграде (1884, с 1887 — «Обилич»). Хор. песни создавали Станкович, Енко, Й. Пачу, А. Максимович, М. Топалович, а также композиторы-чехи В. Хорейшек, Г. Хавлас, В. Главач, Р. Толингер и др., работавшие в серб. хор. об-вах и способствовавшие развитию С. м. С хор. движением и идеями «Омладины» связано творчество крупнейшего композитора кон. 19-1-й трети 20 вв. И. Маринковича, дирижёра и педагога, работавшего в Белградском хор. об-ве, в акад. хор. об-ве «Обилич», Рабочем хор. об-ве. Он автор гл. обр. массовых патриотич. песен и хоров, а также романсов (основоположник этого жанра в Сербии). Особую роль в развитии национальной муз. культуры сыграла муз.-обществ. и творч. деятельность С. Мокраняца, композитора, хор. дирижёра, педагога и фольклориста. В своих вок.-хор. произв. он с большим проф. мастерством претворил мотивы нац. фольклора, оказав решающее влияние на совр. С. м. и музыкальную культуру Югославии в целом. Среди его соч. выделяются хор. рапсодии «Руковеты», осн. на мелодиях разных областей Югославии, — классич. образцы С. м. Мокраняц в качестве руководителя (ок. 30 лет, с 1887) Белградского хор. об-ва способствовал расцвету хора этого об-ва (кон. 19-1-е десятилетие 20 вв.), с к-рым он (преемник Маринковича) гастролировал в разных странах (в т. ч. в России, 1896), впервые представляя С. м. за рубежом. Он организовал первый серб. струн. квартет (концертировал в 1889–93), первую среднюю муз. школу (совм. с С. Бинички и Ц. Манойловичем, «Српска музичка школа», 1899; ныне «Мокраняц»), преподавал в ней и был её первым директором; участвовал в создании Т-ва серб. музыкантов (1907). Мокраняц был первым серб. исследователем нац. муз. фольклора. Среди музыкантов Воеводины кон. 19 — нач. 20 вв. — И. Баич, основатель первого серб. муз. журн. «Српски музички лист» (1903) и муз. школы в Нови-Саде (1912; ныне его имени), нотного издания «Сербская музыкальная библиотека» и «Бесед», на муз. вечерах к-рых выступал как хор. дирижёр; он автор статей и муз. учебников, собиратель нар. мелодий; Баичу принадлежит опера «Князь Иво из Семберии» («Кнез Иво од Семберще», 1911), основанная на фольклорных мотивах, и инстр. произв.; выделяются также его хоры и песни к драм. спектаклям.

В нач. 20 в. выдвигается композитор, дирижёр и педагог С. Бинички, чья деятельность связана с Белградом; он пост. ряд оперных спектаклей в Нац. т-ре силами отечественных исполнителей (среди дирижёров т-ра также Д. Покорни и П. Крстич), впервые выступил с серией симф. концертов в качестве рук. воен. оркестра (осн. в 1899; исполнил с хором «Станкович» 9-ю симфонию Бетховена, оратории И. Гайдна и др. выдающиеся классич. произв.), гастролировал с этим оркестром в разных странах, в т. ч. в России (1911); был дирижёром в неск. хор. об-вах, преподавал в муз. школе (основана им совм. с Мокраняцем и Манойловичем), был директором второй открытой в Белграде муз. школы «Станкович» (1911). Его опера «На рассвете» («На уранку») — первая поставленная на серб. сцене серб. опера (1903; написанная Б. Йоксимовичем в 1901 опера «Женитьба Милоша Обилича» — «Женидба Милоша Обилипа» — не была пост.). Нац. традиции «пьесы с пением» продолжает в своём творчестве П. Крстич (преемник Енко в качестве гл. дирижёра оперных спектаклей Нац. т-ра). Среди первых орк. соч. в С. м. — произв. Бинички, Крстича и П. Стояновича (композитор, скрипач, особенно известен как автор инстр. концертов). В 1909–11 в Белграде работала также частная оперная труппа под рук. певца Савича, ставившего оперетты и оперы серб. авторов; здесь выступали В. Туринский, Ж. Савич, С. Циюкова, М. Бинички и др. солисты, к-рые пели одноврем. в Нац. т-ре.

После образования в 1918 самостоят. гос-ва (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия) в муз. иск-ве С. начался значит. подъём. В 1920 в Белграде осн. постоянная оперная труппа при Нац. т-ре; её первый директор и дирижёр — Бинички (второй дирижёр — С. Христич). Среди солистов т-ра 1920–1930-х гг. — Э. Пинтерович, Н. Стаич, М. Йованович, Б. Нури-Хаджич, М. Бугаринович, З. Зикова, Ж. Томич, Д. Петрович, Н. и Ж. Цвеичи. Высокого художеств. уровня оперный т-р достиг в 1924–35 под рук. дир. С. Христича; среди др. оперных дирижёров — И. Брезовшек, К. Баранович, Л. Матачич, П. Милошевич, И. Бандур. Видную роль в развитии Нац. т-ра сыграли рус. артисты и режиссёры, способствовавшие также образованию самостоят. балетной труппы (1922). В репертуаре — классич. и совр. оперы (от соч. К. В. Глюка и В. A. Моцарта до соч. Л. Яначека), оперы славянских, особенно рус. композиторов (от соч. М. П. Мусоргского до соч. Д. Д. Шостаковича); выделялись пост. «Бориса Годунова» (1926; в 1936 с Ф. И. Шаляпиным), «Саломеи» Р. Штрауса (1931), «Джанни Скикки» Пуччини (1934) и «Тангейзера» (1934). Ставились также оперы всех ведущих серб. и хорв. композиторов — Бинички, Крстича, Христича, П. Конёвича, И. Зайца, Я. Готоваца, К. Одака, Й. Хатзе и др.

Значительно выросла исполнит. культура. В 1923 был осн. симф. оркестр Белградской филармонии, к-рый под упр. Й. Бандура впервые исполнил (с хором «Обилич») ряд совр. соч. (гл. обр. слав. композиторов), в т. ч. оперу-ораторию «Царь Эдип» Стравинского, кантату «Вечное Евангелие» Яначека, «Stabat Mater» Шимановского, «Восточную симфонию» с хором Й. Славенского. Кроме ранее основанных хор. об-в, работали многие новые. В 20-е гг. организованы Белградский фп. квартет, 2 струн. трио, дуэт; при Белградском ун-те осн. Коллегиум музикум (1926; рук. М. Милоевич). Среди исполнителей — певицы И. Милоевич и Е. Стаматович; пианисты Э. Хайек, О. Михаилович, Е. Ненадович, Л. Маржинец, Г. Милоевич, Д. Станисавлевич; скрипачи М. Йованович-Браца, М. Михаилович. В ряде городов открыты начальные муз. школы; в 1937 осн. Муз. академия в Белграде. Начали издаваться муз. журн. «Звук» (1932–36), «Музички гласник» (1928–34 и 1938–40).

К 20-30-м гг. относится становление серб. композиторской школы, к-рую возглавили П. Конёвич, М. Милоевич, С. Христич. Впитав достижения зап.-европ. муз. культуры, серб. композиторы создали современные по технике письма нац. произв. разных жанров — оперы (Конёвич, Христич), балеты (Христич), симф. произв., соч. для инструмента с оркестром, в т. ч. концерты (Христич, Конёвич), инстр. и вок. миниатюры (Милоевич), многочисл. хор. произв. Среди лучших муз.-сценич. произв. композиторов 20-30-х гг. в Сербии (и Югославии в целом) — муз. драма Конёвича «Коштана» (соч. 1928, пост. 1931) и балет Христича «Охридская легенда» (1933–47); им принадлежат также муз.-теоретич. и педагогич. работы, труды в области фольклористики, муз.-публицистич. статьи. Исследованиями нар. С. м. и македонского фольклора известен также К. Манойлович, автор вок. соч., следовавший традициям Мокраняца. Крупнейшим композитором был хорв. музыкант Й. Славенский (с 1924 работал в Белграде), обогативший С. м. и югославскую муз. культуру в целом своими соч. крупных симф. форм, концертами, камерно-инстр. и вок.-хор. соч. Мн. композиторы 20-30-х гг. продолжали традиции нац. муз. культуры, обращаясь к муз. фольклору; среди них — Й. Бандур, М. Вукдрагович, М. Тайчевич, С. Настасиевич, П. Милошевич и др. Большую роль в развитии С. м. сыграла разносторонняя деятельность В. Вучковича, композитора, дирижёра, музыковеда-публициста и обществ. деятеля, первого в Сербии музыканта-коммуниста, погибшего во время фашистской оккупации страны в 1942; среди проводившихся им муз.-просвет. мероприятий — т. н. Вечера хор. декламации (вид творч. и пропагандистской работы среди молодёжи). В кон. 30-х гг. проявили себя композиторы, учившиеся гл. обр. за границей (в Вене, Праге, Мюнхене) и тяготевшие в ранний период своего творчества к модернистским течениям муз. иск-ва Зап. Европы; в их числе — М. Логар, М. Ристич, Д. Чолич, Л. Марич, С. Райичич, зрелое творчество к-рых относится к послевоен. периоду.

2-я мировая война 1939–45 прервала развитие С. м., однако мн. композиторы не прекращали творч. работы; музыканты, особенно участники нар.-освободит. борьбы (О. Данон, Вучкович и др.), создавали массовые песни, хор. произв. героико-патриотич. содержания.

После 1945 началось интенсивное развитие сербской муз. культуры. Открылись начальные муз. школы, основаны новые средние — в Белграде («Йосип Славенский»), Крагуеваце, Нише, Призрене, а также муз. ф-т в Высшей педагогич. школе в Приштине, открыты филиалы Муз. академии в Нови-Саде и Нише. Созданы симф. оркестр радио Белграда, Акад. хор и симф. оркестр Дома югосл. нар. армии, Филармонич. оркестр в Нови-Саде, Акад. камерный оркестр и камерно-инстр. ансамбль «Pro musica» в Белграде, Белградский камерный ансамбль, Белградское трио и Белградский духовой квинтет, ансамбли нар. песни и танца, в т. ч. «Коло» (1948), «Шота» (1964); среди хор. об-в — «Абрашевич», «Иво Лола Рибар», «Бранко Цветкович», «Джока Павлович», «Бранко Крсманович» в Белграде, «Светозар Маркович» в Нови-Саде; хор. об-ва в Шабаце и Нише. Возобновили работу оперные труппы белградского Нац. т-ра (в 1945–63 директор О. Данон) и Серб. нар. т-ра в Нови-Саде (1947), Нар. т-ра в Суботице. Выдвинулись оперные и симф. дирижёры (многие из них также композиторы) — Ж. Здравкович, Дж. Якшич, Б. Бабич, Б. Симич, Д. Миладинович, М. Ягушт, Д. Сковран, Б. Пашчан, Д. Ерич. Большую роль в послевоен. муз. жизни Белграда сыграла дирижёрская деятельность старейшего хорв. комп. К. Барановича (в 1946–62 выступал в качестве дирижёра в оперном т-ре и с оркестром Белградского филармонич. об-ва, в 1951–61 — его директор). В числе солистов белградского оперного т-ра — М. Чангалович (прославился исполнением партии Бориса Годунова не только в Югославии, но и в др. странах), В. Хейбалова, Б. Цвеич, М. Миладинович, Дж. Чакаревич, Р. Бакочевич, М. Стоянович, Д. Старц, А. Маринкович, Д. Попович, Й. Глигориевич, З. Крнетич, Н. Митич; среди исполнителей-инструменталистов (гл. обр. выпускников белградской Муз. академии) — пианисты В. Шкарка, В. Бельков, О. Попов, З. Марасович, О. Йованович, Д. Трбоевич, Д. Михаилович, З. Димитриевич, Н. Вуйичич, М. Вукдрагович; скрипачи П. Тошков, В. Маркович, Б. Пайевич, А. Павлович, Л. Пап, А. Стаич, Д. Богосавлевич, Й. Колунджия.

Для творчества композиторов 50-60-х гг. характерно обновление муз.-выразит. средств, обогащение нац. муз.-фольклорных традиций совр. приёмами письма. Наряду с произв. муз.-сценич. и вок.-хор. жанров создавались симф. соч. и камерно-инстр. ансамбли. Кроме композиторов старшего поколения и выступивших в кон. 30-х гг., в С. м. внесли свой вклад комп. Р. Бручи, Н. Херцигоня, В. Мокраняц, Э. Иосиф, B. Перичич, А. Обрадович, Д. Радич, П. Бергамо, П. Озгиян, Р. Максимович и др. Развиваются музыковедение, фольклористика, муз. публицистика; среди музыковедов — С. Джурич-Клайн, М. Василевич, Д. Стефанович, П. Бингулац, Р. Пейович, Д. Плавша, Дж. Якшич и др.; мн. музыковеды являются сотрудниками Ин-та музыковедения Серб. АН (осн. 1948); выходят муз. журн. «Zvuk» (с 1955; орган CK Югославии), «Muzika» (с 1956), «Savremeni akordi» (1957–61), «Pro musica» (с 1964). Были организованы Союз композиторов Сербии, Югославии и др. творч. союзы и об-ва, в т. ч. Союз муз. фольклористов, об-во муз. педагогов и др.

Издания: Bartok В., Lord А. В., Serbo-Croatian folk songs, N. Y., 1951.

Литература: Мартынов И., С. Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Гордина Е., «Коштана» П. Конёвича, в сб.: Из истории музыки социалистических стран Европы, М., 1975; её же, Симфонии М. Ристича в послевоенной музыке Югославии, в сб.: Из истории зарубежной музыки, вып. 2, М., 1977; Jанковић S. С., Jанковић D. С., Народне игре, кн. 1–8, Београд, 1934–64; Васиsевић M. A., Jугословенски музички фолклор, т. 1–2, Београд, 1950–53; его же, Les bases tonales de la musique populaire serbe, «Journal of the international folk music council», 1952, No 4; Маноjловић К., Народне мелодиjе из источне Србиjе, Београд, 1953; Рурић-Клajн С, Историjски развоj музичке культуре у Србиjи, Београд, 1971; Стефановић Д., Стара српска музика, Београд, 1974.

Е. И. Гордина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Балерина Балет и танец
Куплет Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Курай Национальные культуры
Боливийская музыка Национальные культуры
Древнегреческие лады Теория музыки
Латышская музыка Национальные культуры
Уменьшённый лад Термины и понятия
Ритурнель Термины и понятия
Balance, балансе Балет и танец
Романтизм в балете Балет и танец
Натуральные лады Теория музыки

Реклама