Грузинский народный хороводный военный танец. Xоруми известен с давних времён; близок к древнекритскому пиррихию, описанному ещё Платоном. Распространён в Гурии и Аджарии.
Старинный хоруми. Запись А. Парцхаладзе
Темп, как правило, умеренный, но так же, как и муз. сопровождение, находится в полной зависимости от развития сюжета танца, в к-ром эпизоды воен. событий (разведка, наступление, победа и т. д.) перемежаются возвращающимся эпизодом "отдыха", что обусловливает рондообразную форму (abcbdb). Отличит. черты X. - сложная метроритмика, пятипольный такт с группировкой 3 + 2 или 2 + 3 (возможны исследования тактов с разл. группировкой: 2 + 3 и 3 + 2). Мелодич. линия состоит из коротких наигрышей, обычно в пределах одного-двух тактов, к-рые, периодически повторяясь, слегка варьируются. X. танцуют в сопровождении чибони (род двухголосного духового инструмента с мехом) или чонгури, иногда вместе с ударным инструментом доли (давли в Аджарии), иногда только в сопровождении последнего.
Аджарский хоруми. Запись А. Парцхаладзе
Количество танцующих не ограничивается (от 3 и более). Мелодии X. использованы в произв. А. Баланчивадзе, Г. Киладзе, А. Мачавариани, С. Цинцадзе и др. композиторов Грузии.
Литература: Асланишвили Ш., Народная танцевальная музыка, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957.