Eileen Farrell
Несмотря на то, что ее карьера на вершине оперного Олимпа длилась сравнительно недолго, многие считают Эйлин Фаррелл одной из ведущих драматических сопрано своего времени. У певицы была счастливая судьба во взаимоотношениях со звукозаписывающей индустрией: она записала ряд сольных проектов (в том числе и «легкой» музыки), участвовала в записях целых опер, которые имели большой успех.
Однажды музыкальный критик New York Post (в сезоне 1966 г.) отозвался о голосе Фаррелл в следующих восторженных выражениях: «[ее голоc]… звучал, словно трубный глас, как если-бы огненный ангел Гавриил явился возвестить о приходе нового тысячелетия».
В действительности, она являлась необычной оперной дивой во многих отношениях. И не только потому, что свободно чувствовала себя в таких противоположных музыкальных стихиях, как опера, джаз, и популярные песни, а, также, в том смысле, что вела абсолютно обыденный стиль жизни простого человека, а не примадонны. Замуж вышла за нью-йоркского полисмена, и спокойно отказывалась от контрактов, если выступать приходилось вдалеке от семьи - мужа, сына и дочери.
Эйлин Фаррелл родилась в г. Уиллимантик, штат Коннектикут, в 1920 г. Ее родители были водевильными певцами-актерами. Рано проявившийся музыкальный талант Эйлин привел к тому, что уже в возрасте 20 лет она регулярно выступала на радио. Одним из ее поклонников являлся и будущий муж.
Будучи уже хорошо известной широкой аудитории по участию в радио и телепередачах, Эйлин Фаррелл дебютировала на оперной сцене в Сан-Франциско в 1956 г. (заглавная партия в “Медее” Керубини).
Рудольф Бинг, генеральный директор Метрополитен-опера, не любил, чтобы певицы, приглашаемые им в Мет, имели свой первый успех вне стен подопечного ему театра, но, в конце концов, он пригласил Фаррелл (ей тогда уже было 40 лет) на постановку “Альцесты” Генделя в 1960 г.
В 1962 г. певица открыла сезон в Мет в роли Маддалены в “Андре Шенье” Джордано. Ее партнером был Роберт Меррил. Фаррелл выступила в Мет в шести ролях в течении пяти сезонов (всего 45 спектаклей), и попрощалась с этим театром в марте 1966 г., снова в роли Маддалены. Спустя годы певица признавалась, что постоянно ощущала на себе давление со стороны Бинга. Однако ее не трогал столь поздний дебют на прославленной сцене: «Я была все это время полностью загружена работой то на радио, то на телевидении, плюс концерты и бесконечные сеансы в студиях звукозаписи».
Артистка была также любимой солисткой абонементов Нью-йоркского филармонического оркестра, и выделяла маэстро Леонарда Бернстайна как наиболее любимого ею дирижера, из числа тех, с которыми ей приходилось работать. Одной из их нашумевших совместных работ было концертное исполнение отрывков из вагнеровского “Тристана и Изольды” в 1970 г., в котором Фаррелл пела в дуэте с тенором Джессом Томасом (Jess Thomas) - (запись с того вечера была издана на компактдиске в 2000 г.)
Ее прорыв в мир поп-музыки произошел в 1959 г. во время выступлений на фестивале в Сполето (Италия). Она дала концерт из классических арий, затем приняла участие в исполнении Реквиема Верди, а спустя пару дней, заменила заболевшего Луи Армстронга, исполнив в концерте с его оркестром баллады и блюзы. Этот разительный поворот на 180 градусов произвел тогда в публике сенсацию. Немедленно, по ее возвращении в Нью-Йорк, один из продюсеров Columbia Records, слышавший в исполнении сопрано джазовые баллады, подписал с ней контракт на их запись. Среди ее шлягерных альбомов выделяются "I've Got a Right To Sing the Blues" и "Here I Go Again."
В отличии от других оперных певиц, пытавшихся перешагнуть рубеж классики, Фаррелл звучит как хорошая поп-певица, понимающая контекст слов песен.
«Вы должны с этим родиться. Или это выходит, или нет», - комментировала она свой успех в «легкой» сфере. Фаррелл попыталась сформулировать каноны интерпретации в своей мемуарной книге «Не могу не петь» - фразировка, ритмическая свобода и гибкость, способность рассказать в одной песне целую историю.
В карьере певицы имела место эпизодическая связь с Голливудом. Ее голос озвучивал актрису Элеанор Паркер в экранизации истории жизни оперной звезды Маржори Лоуренс (Marjorie Lawrence) “Прерванная мелодия” (1955).
На протяжении 1970-х гг., Фаррелл преподавала вокал в Университете штата Индиана, продолжая давать концерты, пока поврежденное колено не свело гастрольную деятельность на нет. Она переехала с мужем в 1980 году жить в Майн, а спустя шесть лет его похоронила.
Хотя Фаррелл и говорила, что не хочет петь после смерти мужа, ее убедили продолжать записывать популярные диски еще на протяжении нескольких лет.
«Я прикинула, что сохранила частично свой голос. Делать записи, стало быть, было бы легкой для меня работой. Это показывает, какая я была тупица, ибо на поверку это оказалось совсем не просто!» - иронизировала Эйлин Фаррелл. - «И, все-таки я благодарна судьбе, что могу еще петь в таком возрасте, как мой»…
Элизабет Кеннеди. Агентство Ассошиэйтед Пресс.
Cокращенный перевод с английского К. Городецкого.