Svatá Ludmila, Op. 71, B. 144
В 1884 г. Антонин Дворжак, чья слава уже перешагнула пределы родной Чехии, выступил в Лондоне – под управлением автора была исполнена кантата Stabat mater. Прозвучали в английской столице и другие его произведения – и каждый раз публика приветствовала их бурными аплодисментами. Английский издатель Генри Литтон устроил в честь композитора прием в своем доме и заказал ему ораторию для Лидского фестиваля, который должен был состояться в 1886 г. Не сразу Дворжак принялся за выполнение заказа, но в сентябре 1885 г. он, наконец, приступил к сочинению оратории. Либретто, созданное по просьбе композитора писателем и переводчиком Ярославом Врхлицким, повествовало о самой известной чешской святой – Людмиле. Эта замечательная женщина, жившая на рубеже IX‑X вв., была женой чешского князя Борживоя. Супруги приняли христианство и насаждали новую религию в своей стране, то же самое делал и их сын Вратислав после смерти отца. Но Драгомира, жена Вратислава, втайне сохраняла преданность язычеству, и потому невзлюбила свекровь. Когда после смерти Вратислава на престоле оказался его совсем юный сын, Драгомира попыталась восстановить языческие обычаи в Чехии, а Людмила погибла от рук убийц, подосланных невесткой.
Нельзя сказать, что все в либретто Врхлицкого полностью устраивало Дворжака. Наибольшие сомнения вызывал у него образ проповедника Ивана – «мужа с диким блеском в очах», да и поведение этого персонажа выглядело отнюдь не безупречным (фактически, он заключает с князем сделку, обещая уговорить Людмилу стать супругой Борживоя, если он примет христианство). Не особенно убедительным выглядело и обращение Людмилы: только что воспевавшая языческих богов героиня с таким же воодушевлением воспевает новую веру, стоило только Ивану сокрушить идола… Но при всех своих недостатках либретто было не лишено достоинств, и главное из них заключалось в патриотическом духе, неразрывно связанном с духом религиозным. Неспешная повествовательность действия идеально соответствовала ораториальному жанру, в либретто было немало красочных моментов, недостатки же оказались компенсированы прекрасной музыкой Антонина Дворжака.
Оратория «Святая Людмила» состоит из сорока пяти номеров, объединенных в три части. В первой части обрисован мир славянского язычества: обряд встречи весны, воспевание славянских богов, здесь же происходит обращение Людмилы. Во второй части героиня со своей подругой Сватавой странствует в поисках пустынника Ивана, обратившего ее в новую веру, и возле его пещеры встречается с князем Борживоем. Действие третьей части происходит в Велеграде – столице Великой Моравии: Борживой, Людмила и их подданные принимают крещение (трагическая судьба героини-мученицы не входит в сюжет оратории).
В основе музыкальной драматургии оратории лежат контрасты – темповые, интонационные, тональные и иные. Этот принцип действует и в крупных построениях, и в отдельных номерах. В первой и третьей частях преобладают мощные хоровые сцены, вторая часть – более камерная. В каждой из частей хоры чередуются с сольными номерами. Линия развития направлена от сумрачного начала к светлому финалу. Номера идут без перерыва, объединяемые гармоническими или мотивными связками. Цельность произведению придают лейтмотивы. Их немного, и они связаны не с действующими лицами, а с определенными идеями. Один из них – лейтмотив света – связывается и с образом солнца, и с идеей христианской веры (не случайно он сопровождает слова Ивана «Я слуга Божий»). С ним близко соприкасается мотив, часто аккомпанирующий словам о святом Кресте и впервые появляющийся во вступлении к арии Ивана. Тема, характеризующая отношения Борживоя и Людмилы, впервые появляется в начале второй части – в теплом тембре альтов. Чаще всего лейтмотивы проводятся в оркестре, но иногда появляются и в вокальных партиях. В третьей части лейтмотивов как таковых нет, но значение сквозной темы приобретает песнопение «Господи помилуй нас» – это собственная мелодия Дворжака на духовный текст.
Особую роль играют в оратории хоровые номера. Они особенно разнообразны в первой части: сумрачному и неспешному хору служителей культа «Тьма отступила в укрытие скал и лесов» противопоставляется радостный хор народа «Цветы, которыми чарует весна». Торжественный хор «Триглав», в котором восхваляются языческие боги, напоминает некоторые хоровые сцены из русских опер. В последующих хорах передается смятение народа, вызванное деяниями Ивана. Во второй части светлым гимном родной стране звучит хор ангелов и княжеских дружинников
Работа над ораторией настолько увлекла Дворжака, что он не отправился в Вену на постановку оперы «Хитрый крестьянин» и отверг приглашение Леоша Яначека дирижировать одной из своих симфоний в Бремене. «Святая Людмила» была завершена осенью 1886 г. Премьера состоялась в октябре в Лидсе, и английские газеты характеризовали ее как кульминационный момент фестиваля.
Вокальное творчество Дворжака →