Творческий портрет Шостаковича →
Список сочинений Шостаковича →
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12 (25) IX 1906, Петербург — 9 VIII 1975, Москва) — русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов, депутат Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева (1923), композиции — у М. О. Штейнберга (1925). Концертировал как пианист в течение ряда лет; в 1927 на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве получил почётный диплом. Был выдающимся исполнителем своих фп. произв. С 1937 преподавал композицию в Ленингр., в 1943-48 — в Моск. консерваториях (с 1939 профессор); среди учеников — Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь CK СССР (с 1957), CK РСФСР (в 1960-68 1-й секретарь). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Президент Об-ва СССР — Австрия (с 1958). Почётный чл. швед. Корол. муз. академии (1954), итал. академии иск-в «Санта-Чечилия» (1956), Англ. корол. муз. академии (1958), Сербской академии наук и иск-в (1965); чл. Нац. академии наук США (1959), чл.-корр. Академии иск-в ГДР (1956), Баварской академии изящных иск-в (1968); почётный д-р Оксфордского ун-та (1958), Северо-Зап. ун-та г. Эванстон (США, 1973), Франц. академии изящных иск-в (1975); почётный проф. Мекс. консерватории. Междунар. пр. Мира (1954). Ленинская пр. СССР (1958). Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943-44, 1946, 1950, 1952, 1968). Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1974). Гос. пр. УССР им. Шевченко (1976). Премия им. Сибелиуса (1958).
Творческое наследие Шостаковича, огромное по объёму и универсальное по охвату самых разл. жанров, является классикой 20 в. Особенно велико значение Шостаковича как симфониста. Шостакович соединял в себе философа-мыслителя и художника-гражданина, борца против фашизма и социальной несправедливости. Он стремился активно вмешиваться в жизнь и быть услышанным многими, отсюда — открытая публицистичность, злободневность тематики, гражданственный аспект интерпретации этико-философских проблем в его произведениях.
В своём творчестве Шостакович опирался на лучшие традиции отечеств. и мировой культуры прошлого. Так, образы героики, борьбы (в 5-й и 7-й симфониях) у Ш. восходят к Л. Бетховену, образы возвышенного раздумья, нравственной красоты и стойкости, к-рые в драматургии крупных симф. соч. Ш. обычно противостоят образам зла,- к И. С. Баху. От П. И. Чайковского Ш. унаследовал углублённый психологизм, задушевно-лирич. пафос, от Г. Малера — склонность к трагикомическому, к иронии и гротеску, смелое использование бытового материала. Влияние творчества М. П. Мусоргского, особенно мощное и многостороннее, возрастало параллельно усилению эпич. тенденций в иск-ве Ш. С Мусоргским его сблизили метод создания реалистич. нар. характеров и нар. массовых сцен, трагедийный размах, идея нерасторжимости прошлого и настоящего в истории народа. В зрелом периоде творчества композитора и «бахизмы» выступают в сплаве с чисто русскими песенными интонациями, принципами развёртывания, свободной подголосочностью фактуры, воспринятыми, в первую очередь, через Мусоргского.
Индивидуальное своеобразие стиля Ш. состоит в множественности составляющих элементов при высочайшей интенсивности их синтеза. И впервые вводимые в обиход серьёзного иск-ва элементы (интонации музыки совр. быта, музыки улиц, площадей, эстрады), и элементы, заимствованные из муз. классики, вступают друг с другом во взаимодействие, приобретая новые эстетич. качества и возможности. Ради активизации слушательского восприятия Ш. прибегал к стилевым реминисценциям и цитатам; на правах ассоциативных метафор использовал и автоцитаты (8-й, 15-й струн. квартеты). В иск-ве Ш. постоянно протекал процесс кристаллизации интонаций-символов, к-рые применялись в ряде соч. Экспериментирование в сфере новейших технич. средств в целом мало привлекало Ш. Элементы сериальности и сонористики он применял умеренно, сохраняя тональную основу, ощущение ладовых опор.
Общепринято выделять в творчестве Ш. 3 этапа: ранний, средний и поздний (последнее десятилетие жизни композитора). Однако хронологич. границы этапов достаточно условны, каждый из них внутренне неоднороден. Собственно ранними можно считать лишь соч., написанные до 1-й симфонии (1925); среди них — 2 басни Крылова для голоса с оркестром, продолжающие традицию острохарактерных сатирич. песен-сценок Мусоргского, 3 фантастич. танца для фп. и сюита для 2 фп., где появляются приёмы претворения совр. бытовых жанров. В этой группе соч. уже наметились нек-рые образно-эмоциональные линии, получающие у Ш. развитие в дальнейшем и с большим художеств. совершенством воплотившиеся в 1-й симфонии: богатая оттенками сфера скерцозности, хрупкая, светлая, нередко заключающая в себе тонкую ироничность лирика, образы трагич. плана. 1-я симфония явилась крупнейшим событием сов. муз. культуры и положила начало мировой известности автора. В ней Ш. дал оригинальный вариант трактовки жанра «симфония — психологич. драма», завещанного Чайковским; это произв. отличают активность, динамич. напор, неожиданность контрастов, рождающихся из полярного перевоплощения осн. тем-образов.
Вслед за 1-й симфонией начинается краткая полоса «антиакадемич.» экспериментирования в области муз. средств. 1-ю фп. сонату (1926), фп. пьесы «Афоризмы» (1927) и 2-ю симфонию («Октябрь», 1927) отличают графич. лаконизм и суховатость тематич. материала, поиски расширения рамок тональности. Но одночастная, с хор. заключением на сл. А. И. Безыменского, 2-я симфония отразила стремление композитора к актуализации симф. жанра, воспроизведению атмосферы массовых революц. митингов и действ. В 3-й, «Первомайской», симфонии (1929), внешне имеющей много общего со 2-й (одночастность, заключит. хор. раздел, объективированность содержания), интонац. материал гораздо сочнее, рельефнее, в нём претворены попевки пионерских, молодёжных и маршево-героич. песен. 3-я симфония — как бы серия зарисовок с натуры, калейдоскоп праздничных картин, хотя и недостаточно плотно спаянных в единое целое.
На кон. 1920-х — нач. 30-х гг. приходится огромное количество партитур Ш. для т-ра и кинематографа. Прикладные партитуры, напр. музыка к кинофильмам «Новый Вавилон» (1929) и «Златые горы» (1931), к спектаклям «Клоп» (1929) и «Гамлет» (1932), стимулировали приток новой образности в иск-во Ш. Для этого времени характерны повышенное внимание Ш. к тембровой характеристичности, броскость социальных карикатур, выдвижение на первый план моторно-ритмич. начала.
Театральность в широком смысле слова была врождённой чертой дарования Ш. Его опера «Нос» (1928), оригинально воплотившая «фантастич. реализм» повести Н. В. Гоголя, окрашена полемич. азартом, пародийным отрицанием канонов оперности. Чередование отд. эпизодов с выносом действия интермедий на авансцену, многопланово-контрапунктич. построение массовых и ансамблевых сцен, порой разрастающихся в «лавинные» crescendo, внимание к сонорным, шумовым, изобразит. деталям в оркестре и вок. партиях, к ритмич. нагнетаниям — всё это перекликалось с мейерхольдовскими принципами организации спектакля (в частности, с мейерхольдовской постановкой «Ревизора»).
Важнейшей вехой в творчестве Ш. стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932) по Н. С. Лескову. Здесь, в отличие от оперы «Нос», присутствуют и открытая лирика, и широкое обобщение элементов рус. нар. песенности. Однако сюда перенесены из предшествующих театр. соч. такие приёмы, как заострённость портретов-карикатур отрицат. типажей, парадоксальная неожиданность звучания пошлых, легкомысленных мотивчиков в мрачнейших ситуациях. Благодаря размаху трагич. конфликта и реалистически конкретному аспекту сюжета, образы зла, равно как и образы, им противостоящие — лирико-трагедийные, философские, эпические, приобрели большую ёмкость. В «Катерине Измайловой» композитор нашёл нек-рые главные линии своего будущего пути: поляризация образов по их идейно-эстетич. сущности, ориентация на достижения Мусоргского (особенно в хор. эпизодах финала), экспрессия мелоса, сквозная разработка тематич. материала, концентрированность тематич. образований, узловая драматургич. функция антракта-пассакальи.
Порогом зрелости в симф. жанре была 4-я симфония (1936) с её сложной философско-трагедийной концепцией, гигантскими пропорциями, кричащей остротой контрастов, свидетельствовавшая об интенсивном усвоении традиций Г. Малера. 5-я симфония (1937) была воспринята общественностью как праздник сов. иск-ва, сов. симфонизма того времени. Язык 5-й симфонии яснее и стилистически цельнее, чем 4-й, а циклич. конструкция и расположение частей традиционнее. Однако Ш. нашёл новую расстановку образов, несущих симф. конфликт, и новые способы развития. Особенность драматургии 5-й симфонии — интонац. взаимопроникновение 2 противоположных сфер конфликта, к-рые даны не в обычном противостоянии главной и побочной партий I части, но как бы укрупнены: экспозиция в целом противостоит всей разработке, где тема гл. партии разрастается в грозное шествие злой силы. Мелодика симфоний Ш. впитала и речевые, ораторские, и чисто инструментальные, и песенно-ариозные, романсовые интонации. Largo 5-й симфонии — выдающийся образец приближения к рус. песенности. В симфонии Ш. использовал ритм как важнейший фактор драматургии, виртуозно распоряжаясь нагнетаниями и перепадами темпоритма для организации огромных динамич. волн разработок, лейтритмич. ячейками — для объединения частей цикла. 6-я симфония (1939) интересна прежде всего смыканием сферы лирики со сферой героико-гражд. образов. I часть в ней — медленная. Её глубоко человечной и вместе с тем гражданств. скорби противопоставлены картины пёстрой, быстротекущей жизни (II часть и финал). В финале сосуществуют 2 стилистич. пласта: пласт, восходящий к традициям лёгкой классич. музыки — увертюрам Россини, симф. финалам и дивертисментам Гайдна и Моцарта, и пласт интонаций быта 1930-х гг.
Для предвоенного периода творчества Ш. характерно выдвижение камерно-инстр. жанра на положение, равноправное симфонизму. Именно в камерном жанре композитор впервые пришёл к прозрачной ясности языка, классич. уравновешенности формы (соната для виолончели и фп., 1934). 1-й струн. квартет (1938) — одно из самых солнечных, безмятежно-жизнерадостных, исполненных лукавого юмора и грации творений Ш. Появление фп. квинтета (1940), подобно появлению 5-й симфонии, было крупнейшим событием советской музыкальной жизни. В его пятичастном цикле соединились приподнятая, суровая величавость, философская глубина, бьющий через край задор, скорбно проникновенный лиризм и ласковая умиротворённость. Квинтет отличают органический синтез стилевых элементов и безупречная конструктивная логика, цельность.
7-я симфония (1941), над к-рой Ш. работал в осаждённом Ленинграде, стала муз. памятником Великой Отечеств. войне 1941-45. Её исполнения имели огромный обществ. резонанс, способствовали сплочению междунар. антифашистских сил. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию» — писал Ш. в газ. «Правда» (29 марта 1942). Композитор пронизал симфонию максимальной эмоциональной страстностью и духом истинного гуманизма. Многие произв. Ш. последующих лет наполнены отголосками той антитезы, к-рая была с предельной выпуклостью выражена в I части симфонии. Как образ Родины (заглавный, сквозной образ 7-й симфонии), так и жуткий плакатно-обобщённый машинизированный образ нашествия породили немало аналогий в соч. др. сов. композиторов на воен. тематику. Взаимная отчуждённость пластов драматургии I части подчёркивает абсолютную неразрешимость конфликта: эпич. и лирико-пейзажный склад экспозиции, рисующей картины мирной жизни, огромный вариац. эпизод нашествия, заменяющий разработку, трагедийное перевоплощение тем экспозиции в репризе. В трагич. 8-й симфонии (1943) положит. образ получает сквозное развитие в масштабах цикла. Это тема-эпиграф I части, к-рая во всех трёх решающих драм. кульминациях симфонии преграждает путь разгулу злой, страшной силы, выражает гневное её неприятие. В 8-й симфонии Ш. достиг шекспировских смелости и зоркости раскрытия явлений действительности. 8-я симфония тесно соприкасается с эстетикой последующего времени, как бы предсказывая череду произв., вдохновлённых движением борьбы за мир, в защиту жизни, культуры и человечности.
1-й концерт для скрипки с оркестром (1948) и 10-я симфония (1953), несмотря на прочность связей с соч. предвоен. лет, принадлежат к новому этапу творчества Ш., когда соотношение разных жанров сдвигается в пользу жанров вокальных. Постоянные обращения композитора к слову повлекли за собой качественные изменения стиля: более широкое внедрение песенного мелоса, использование вок. приёмов развёртывания тематизма в инстр.-симф. музыке. Вок. жанры представлены во всём их разнообразии: и камерными романсовыми циклами — «Из еврейской народной поэзии» (1948), 4 монолога на сл. А. С. Пушкина (1952), и песнями в характере массовых, эстрадных, и ораториями, кантатами, хорами a cappella. Ш. обращается к революц, и нар. песенности, в образах величания — к традициям старинного рус. канта (оратория «Песнь о лесах», 1949; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», 1952). Киномузыка для Ш. была полем экспериментирования с бытовым материалом. Уже в первых его работах музыка берёт на себя функции портретной характеристики, вок.-симф. эпизоды активно продвигают действие. Новаторские результаты дало сотрудничество Ш. с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом — «Одна» (1931), трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939), Л. О. Арнштамом и С. И. Юткевичем («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932). Позже сотрудничество с Козинцевым приносит большие удачи в фильмах «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). В ранних фильмах бытовой материал служил локальной достоверности изображаемого и одноврем. выражал авторскую позицию. Здесь и муз. эмблемы мещанства, бурж. уклада — слезливый романс, сентиментальный вальс, легкомысленные польки, галопы, и эмблемы нэпманства — танго, фокстроты, опереточный канкан, и их антагонисты — песня молодости, пафоса строительства («Встречный»), а также рабочая революц. песня. Последняя начиная с «Юности Максима» преобладает, что объясняется как историко-революц. тематикой фильмов («Подруги», 1936; «Великий гражданин», 1938-39; «Человек с ружьём», 1938), так и общим направлением развития сов. кино. «Кинематографичность» (как композиционно- драматургич. принцип мышления) вместе с использованием революц. песенности проникла в цикл «Десять поэм» для хора без сопровождения на слова рус. революц. поэтов (1951) и в симфонии (11-я симфония — «1905 год», 1957). Лучшее в музыке фильмов 40-х — нач. 50-х гг., как правило, идёт от инстр.-симф. и ораториально-хор. жанров, многие темы родственны образу Родины из 7-й симфонии в двух его преломлениях — оптимистическом и скорбно-трагическом («Молодая гвардия», 1948). В «Гамлете» (1964) для трагедийно-философского симфонизма Ш. типичен уже не только интонац. состав лейттемы, но и методы развёртывания, непрерывность прорастания новых мотивных ячеек, острота метаморфоз, претерпеваемых образом в процессе его эволюции. Фильм «Король Лир» (1971) сродни 13-й и особенно 14-й симфониям применением сонорных звучаний, тематич. функцией удар. инструментов, экономией средств.
Для предвоенного и послевоенного периодов творчества Ш. в целом характерна крепнущая опора на нац. традиции. Финал концерта для скрипки с оркестром (1948) отчётливо связан с картинами удалого нар. веселья, «скоморошьими» эпизодами рус. эпич. опер. В дальнейшем диапазон связей расширяется, причём обнаруживается их генеральное направление — к Мусоргскому, к стихии его нар. муз. драм и песен, к активному усвоению элементов нар. песенности — принципов нар. ладового мышления, мелодич. развёртывания и нар. полифонии. Ш. работает над оркестровкой опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вок. цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского (1962). В вок. цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948) Ш. вплотную приблизился к идейным и эстетич. принципам Мусоргского: сострадательное отношение к судьбе маленького, забитого человека, театрально-драм. трактовка камерного вок. жанра, поиски реалистич. напевно-речевой декламации, приёмы портретно-характерного и в то же время обобщённо-смыслового использования нар.-песенных и танц. жанров.
24 прелюдии и фуги для фп. (1951) — первый подобный цикл в рус. музыке — можно назвать энциклопедией зрелого стиля композитора. Мн. прелюдии вызывают непосредств. программные ассоциации в духе нар.-массовых сцен рус. эпич. опер. Очевидна песенная природа тем ряда фуг. Изобилуют ритмоинтонации, свойственные крестьянскому фольклору, а также народнич. поэзии и песенности, к-рые в рус. классич. опере (особенно у Мусоргского) стали спутниками образа страдающего народа. Ш. использовал их и прежде (6-я симфония), но не так широко, как в «Десяти поэмах» для хора на слова рус. революц. поэтов. Интонац. влияния поэм косвенно затрагивают и ли-рико-эпич. 10-ю симфонию (1953), о чём свидетельствуют гегемония «дактилич.» метра и выдвижение на роль гл. партии сонатного allegro темы в духе протяжной песни. На смену методу полярных метаморфоз и плакатно-действенного противопоставления сфер добра и зла в 10-й симфонии приходит метод тонкого психологич. анализа жизненных явлений. В III части Allegretto, исполняющей функцию медленной, композитор ввёл мотив-монограмму D-Es-C-H на правах одного из осн. компонентов формы (мотивы аналогич. звукового состава встречались и ранее, в 1-м концерте для скрипки с оркестром и 5-м струн. квартете, 1952). Вплоть до нач. 60-х гг. мотив-монограмма становится постоянным элементом системы выразит. средств Ш., причём с равным успехом служит носителем и субъективно-личностной, и объективной образности, нередко сливаясь с нар.-эпич. интонациями. Оригинально решение финала 10-й симфонии, отнюдь не апофеозного, в к-ром доминируют образы беспечной юности, «голоса» природы.
Программные 11-я (1957) и 12-я симфонии (1961), посвящённые рус. революциям 1905-07 и 1917, отделяют предыдущие непрограммные симфонии от симфоний вок.-инструментальных. 11-я симфония («1905 год») впитала многое от «Десяти поэм» для хора на слова рус. революц. поэтов и музыки историко-революц. фильмов 30-х гг. Симфония построена на подлинных революционных песнях, в ряде случаев взятых целиком («Дворцовая площадь», «Вечная память»); в финале («Набат») интонации различных песен интенсивно разрабатываются, в III части («9-е января») развиваются две темы, заимствованные из хор. поэмы того же названия. Специфика тематич. материала 11-й симфонии предопределила господство вариационности, распространение рассредоточенной вариационности в сочетании с рассредоточенной рондообразностью — на весь цикл 12-я симфония («1917 год») раскрывает обобщённую идею революции, победы во имя свободы, разума и счастья на земле, идею гармонии воли и действия, интеллектуального и этического начал, олицетворённых гением В. И. Ленина, к-рому симфония посвящена. Музыка симфонии носит приподнятый характер, она близка музыке композитора к патриотич. фильмам кон. 40 — нач. 50-х гг.
13-я симфония (1962, на стихи Е. А. Евтушенко) — симфония-оратория об интернац. братстве и о кровавых преступлениях расизма, о извечном нар. оптимизме, о великой душевной силе и красоте рус. женщины, о бескорыстном служении науке и иск-ву и об унизительном наследии прошлого — страхах, мелочном карьеризме. В 13-й симфонии Ш. воскресил метод интонац. метаморфоз, выявления скрытых возможностей темы-образа. Важнейшую роль играет перевоплощение ключевых интонаций, источником большинства к-рых является рефрен I части (тематич. комплекс «Бабьего яра»). В 13-й симфонии налицо полифония, а кое-где даже известное противоборство вок. и орк. пластов. Конструктивная организация возложена на орк. партию «Казнь Степана Разина» (1964) — социально-историч. трагедия, осмысливающая фигуру нар. бунтаря 17 в. и его драму с позиций современности. Это произв. — ярчайший пример введения в вок.-симф. поэму принципов и образности нар. муз. драм Мусоргского. Это кульминация эпич. линии в творчестве Ш. Поэма повлияла на ряд последующих соч. Ш. Так, в 11-м струн. квартете (1966) и 2-м концерте для виолончели с оркестром (1966) звучат тематич. образования былинно-эпич. склада. Весь семичастный 11-й струн. квартет построен наподобие череды характерных вариаций. Финал 2-го виолончельного концерта включает театр.-кинематографич. «наплывы» (вторжение после эпич. эпизода трагедийно-гротескного образа II части).
Отличит. признак муз. стиля Ш. 60-х гг. — усиление интонац. связей между разными соч., причём нередко функцию темы выполняют лейтинтонации, лейтинтервалы и даже лейттембры. На смену гегемонии уменьшенной кварты и мотива-монограммы D-Es-C-H, типичных для предшествующего периода, приходит гегемония малосекундовых оборотов, соединённых с чистой квартой. Заметно расширяется сфера выразительности ударных инструментов и стучащих штрихов струнных инструментов (col legno и т. д.). В 13-м струнном квартете и сонате для скрипки с фп. (1968) встречаются 12-тоновые ряды с неповторяющимися звуками, к-рые впервые были применены композитором во 2-м концерте для скрипки с оркестром (1967). Из конструктивно-подсобных 12-тоновые образования в 70-е гг. постепенно становятся конструктивно-самостоятельными, опорными. Если в 40-е гг., особенно в военный период, в жанре камерного ансамбля Ш. тяготел к концепциям симф. масштаба, к большим трагедийным конфликтам (фп. трио, 3-й струн. квартет), то после 10-й симфонии именно в струн. квартетах Ш. разрабатывает углублённо психологич. проблематику. Две эти важнейшие линии творчества — симфоническая и камерно-инструментальная начиная с кон. 50-х гг. до сер. 60-х дифференцируются, временно отдаляясь друг от друга. Их смыкание, но уже под знаком преобладания камерности мышления, произошло в 70-е гг. В 13-й симфонии и двух предшествующих, в поэме «Казнь Степана Разина» композитор стремился к формам и средствам простым, лапидарным, к прямой связи музыки с поэтич. текстом и программой.
14-я симфония (1969) как бы на новом уровне суммировала особенности письма, выработанные Ш. в камерно-вок., камерно-инстр. и симф. жанрах. В этой симфонии слово (стихотворения Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке) рождает интонации для равноправных вок. и орк. партий. Камерная по составу и малым размерам частей, 14-я симфония родственна циклу 7 романсов на сл. А. А. Блока для сопрано, скрипки, виолончели и фп. (1967) — жемчужине романсового творчества Ш., где впервые у композитора скрестились пути камерно-инстр. и камерно-вок. жанров. Прототипом 14-й симфонии, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Ш. дал оригинальное и совр. толкование темы, причём для него не прошёл бесследно опыт воплощения образов войны, фашизма. По широте охвата жизненных явлений и уровню их философского осмысления камерная 14-я не уступает симфониям монументальным. В ней сконцентрированы идейно-образные линии, характерные для больших творений Ш.: трагедийность и проникновенный лиризм, беспощадный гротеск, бурная драм. действенность, интеллектуальная сосредото- ченность. Публицистические, гражданско- проповеднические мотивы выражены в 14-й симфонии не так броско и плакатно, как в 13-й симфонии, но мотивы этико-философские — глубже и обобщённее, лирика здесь ярче и теплее. В 14-й использованы разнообразные виды форм: монолог сквозного развития, свободная куплетная строфичность, рефренные и рондообразные структуры. В масштабах одиннадцатичастного цикла синтезируются принципы сонатности, рондальности и двойных вариаций. Семантика тембров, ритмоинтонационных и аккордовых комплексов, противопоставления зон диатонических, хроматических и 12-тоновых, как правило, связанных с образом смерти, приобретает в 14-й симфонии предельную ассоциативную конкретность.
Произв. 70-х гг. в значит. степени продолжают тенденции, наметившиеся ещё во 2-й пол. 60-х гг.: максимальная экономия выразит. ресурсов, обогащение интеллектуальной и эмоциональной «нагрузки» каждой детали. В области формы в эти годы Ш. тяготеет к разл. трактовке цикличности, от сжатой, конденсированной одночастности (13-й струн. квартет, 1970) до многочастности сюитного типа (15-й струн. квартет, 1974). Одиннадцатичастная сюита для баса и фп.- «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (1974) имеет версию-дубль — для баса с оркестром, что делает более очевидным родство данного произв. с 14-й симфонией, хотя по лапидарности и приподнятости большинства частей, обусловленных мужественным пафосом и мощью стихов Микеланджело, сюита напоминает скорее 13-ю симфонию. В скульптурной пластичности мелодики преломляются традиции и стилистика рус. классич. оперы, благородной оперной героич. арии. Эта сюита, к-рая по типу содержания, идейной объёмности могла бы называться и вок. симфонией, продолжает стержневые темы 14-й симфонии — темы гуманистич. миссии иск-ва, изгнанничества, жизни и смерти. Однако заканчивается цикл не провозглашением «всевластности смерти», как 14-я симфония, а образом бесконечно возрождающейся молодой жизни, провозглашением бессмертия творений великих художников в сердцах людей. В заключит. номере сюиты Ш. процитировал свою первую детскую фп. пьесу (подобные просветлённые финалы были в фп. квинтете, в 13-й и 15-й симфониях). Вок. цикл «6 стихотворений М. И. Цветаевой» (1973) является своеобразной «парой» к 14-му струн. квартету (1973), как и «Сонеты Микеланджело Буонарроти» к 15-му струн. квартету. Общими признаками квартетов и вок. циклов последних лет служат сюитная замкнутость частей, вытеснение прямых сонатно-циклич. закономерностей, возросшая роль разного рода симметрий, краткость конструктивных единиц, тематич. плотность. В образном плане нетрудно обнаружить преемственность поздних вок. циклов от важнейших линий симфонизма Ш. предшествующих лет, напр. линии «злых» воинственных скерцо. Но скерцо 70-х гг. уже не базируются на гротесковом преломлении банальных бытовых интонаций, а более обобщены.
15-я симфония (1971) замыкает круг развития жанра симфонии у Ш., синтезируя образно-стилистич. элементы, сложившиеся на разных этапах. Она содержит немало перекличек с творчеством среднего, «классического», периода и свойственными ему принципами толкования цикла, форм и функций частей. По сжатости пропорций, лаконизму и прозрачности письма 15-я симфония близка к 1-й и 9-й симфониям, но в отношении философской объёмности и многозначности всецело принадлежит позднему периоду. Ключевая тема I части (Allegretto) заимствована из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини. Но за этой цитатой, органически вплетённой в муз. ткань, можно расслышать и косвенную автоцитату: опосредованную реминисценцию гл. темы финала 6-й симфонии.
I часть — своего рода путешествие в мир детства, его ярких и пёстрых впечатлений, его иллюзий. Осн. конфликт всего произв.- противопоставление I и II частей.
II часть не ограничивается воплощением мысли о смерти, но словно на миг с житейски-конкретной достоверностью показывает проводы героя в последнюю дорогу.
III часть — концентрат разных оттенков скерцозности, то зыбко-фантастической, таинственной, то нар.-жанровой. Процитированный в финале «мотив судьбы» из тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» не менее органично, чем тема Россини, входит в ткань симфонии. Он подготовлен музыкой II части и близок траурным хоральным аккордам Adagio не только по тембровому колориту (преим. медные инструменты), но и интонационно-ритмически. «Мотив судьбы» и следующая за ним ласковая, по-глинкински пластичная и кантиленная тема скрипок образуют внутренне контрастный опорный тематич. комплекс финала. Соната для альта с фп. (1975) — последнее соч., написанное Ш. незадолго до кончины. В финале её мысленный взор автора как бы устремлён на т. н. Лунную сонату Бетховена для фп. Это одно из прекраснейших соч., где грусть прощания сочетается с трепетной любовью к красоте жизни, к муз. сокровищам прошлого.
М. Д. Сабинина
Основные даты жизни и деятельности:
1906 — 12 (25) IX. В Петербурге в семье инженера-химика Дмитрия Болеславовича Ш. и его жены — пианистки Софьи Васильевны родился сын Дмитрий.
1915 — Начало регулярных занятий по фп, под рук. матери. — Ш. занимается по фп. в муз. школе И. А. Гляссера у О. Ф. Гляссер.- Первые попытки сочинять музыку.
1918 — Знакомство с художником Б. М. Кустодиевым, создавшим портрет юного Ш. (1919). — Работа над оперой «Цыгане» (по А. С. Пушкину, не завершена).
1919 — Поступление в Петрогр. консерваторию. — Занятия по классу фп. (у А. А. Розановой) и композиции (у М. О. Штейнберга). — Сочинение скерцо для орк. (ор. 1).
1920 — Переход в класс фп. Л. В. Николаева.
1923 — Окончание консерватории по классу фп. — Начало конц. деятельности в качестве пианиста.
1925 — Окончание консерватории по классу композиции. — 20 III. Первый авторский концерт Ш. (Малый зал Моск. консерватории), в программе — фп. трио ор. 5 (исп.: Н. Фёдоров — скр., А. А. Егоров — влч., Л. Н. Оборин — фп.), 3 фантастич. танца для фп. (исп.- автор), 3 пьесы для влч. и фп. (исп.: Егоров — влч., автор — фп.), сюита для 2 фп. (исп. Оборин и автор).
1926 — Вышли в свет первые соч. Ш. — 3 фантастич. танца для фп. — 12 V. Первое исп. 1-й симфонии (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Н. А. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии).
1927 — Начало многолетней дружбы с музыковедом И. И. Соллертинским. — 9 I. Первое исп. 2 пьес для струн. октета (исп.- квартеты им. Глиэра и Страдивариуса) и 1-й сонаты для фп. (исп.- автор, зал Моск. муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко. — 29 I. Участие Ш. в 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (награждён почётным дипломом). — Выступление Ш.-пианиста в Польше. — II. Выступление Ш.-пианиста в Берлине с исп. собств. соч. — 6 XI. Первое исп. 2-й симфонии («Октябрю»; оркестр Ленингр. филармонии, дир. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии).
1928 — Знакомство с реж. В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде; Ш. принимает приглашение работать в качестве пианиста в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда и живёт в квартире Мейерхольда (Москва). — 25 XI. Первое исп. отрывков из оперы «Нос» (дир. Малько, солисты И. П. Бурлак, Н. Барышев, Большой зал Моск. консерватории).
1929 — Творческое сотрудничество с Мейерхольдом и В. В. Маяковским.- 13 II. Премьера пьесы «Клоп» Маяковского с музыкой Ш. (Т-р им. Мейерхольда, Москва).
1930 — 18 I. Премьера оперы «Нос» (Ленингр. Малый оперный т-р, дир. С. А. Самосуд, реж. Н. В. Смолич). — 21 I. Первое исп. 3-й симфонии («Первомайская»; оркестр Ленингр. филармонии, Ленингр. акад. капелла, дир. А. В. Гаук, Московско-Нарвский дом культуры, Ленинград). — 19 III. Первое исп. сюиты из балета «Золотой век» (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии). — Окончание аспирантуры Ленингр. консерватории по классу композиции у М. О. Штейнберга (поступил в 1926). — 26 X. Премьера балета «Золотой век» (Ленингр.т-р оперы и балета,. дир. Гаук, балетм. В. И. Вайнонен).
1931 — 8 IV. Премьера балета «Болт» (Ленингр. т-р оперы и балета, дир. Гаук, балетм. Ф. В. Лопухов). — 6 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Златые горы» с музыкой Ш.
1932 — 19 V. Премьера трагедии «Гамлет» Шекспира с музыкой Ш. (Т-р им. Б. Б. Вахтангова, Москва). — 7 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Встречный» с музыкой Ш.
1933 — 17 I. Первое исп. 5-й балетной сюиты (из музыки к балету «Болт», оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии). — 24 V. Первое исп. автором 24 прелюдий для фп. (Малый зал Моск. консерватории). — 15 X. Первое исп. 1-го концерта для фп. с орк. (оркестр Ленингр. филармонии, солист — автор, дир. Ф. Штидри, Большой зал Ленингр. филармонии).
1934 — 22 I. Премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», Ленингр. Малый оперный т-р, дир. Самосуд, реж. Н. В. Смолич). — 25 XII. Первое исп. сонаты для влч. и фп., посв. В. Л. Кубацкому (В. Л. Кубацкий — влч. и автор — фп., Малый зал Ленингр. консерватории).
1935 — 27 I. Выпуск на экраны кинофильма «Юность Максима» с музыкой Ш.; присуждение картине 1-й пр. на Междунар. фестивале в Москве. — 4 IV. Премьера балета «Светлый ручей» (Ленингр. Малый оперный т-р, дир. П. Э. Фельдт, балетм. Ф. М. Лопухов). — IV-V. Гастрольная поездка Ш. в Турцию; выступления в Анкаре, Измире, Стамбуле с исп. своих соч.
1937 — 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Возвращение Максима» с музыкой Ш. — 21 XI. Первое исп. 5-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). — III. Начало преподават. деятельности Ш. в Ленингр. консерватории (класс композиции).
1938 — 13 II. Выпуск на экраны 1-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш. — 10 X. Первое исп. 1-го струн. квартета (квартет им. А. К. Глазунова, Ленинград).
1939 — 2 II. Выпуск на экраны кинофильма «Выборгская сторона» с музыкой Ш. — Ш. присуждено звание профессора. — 5 XI. Первое исп. 6-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. консерватории). — 27 XI. Выпуск на экраны 2-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш.
1940 — 23 XI. Первое исп. фп. квинтета (квартет им. Бетховена и автор, Малый зал Моск. консерватории).
1941 — 24 III. Премьера трагедии «Король Лир» Шекспира с музыкой Ш. (Ленингр. Большой драм. т-р им. М. Горького). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за фп. квинтет). — 15 VII. Начало работы над 7-й симфонией в осаждённом Ленинграде.- Эвакуация в Куйбышев.
1942 — Присуждение звания засл. деят. иск-в РСФСР. — 5 III. Первое исп. 7-й симфонии (орк. Большого т-ра, дир. Самосуд, Куйбышев, Дворец культуры). — 9 VIII. Исп. 7-й симфонии в осаждённом Ленинграде (орк. Ленингр. филармонии, дир. К. И. Элиасберг, Большой зал Ленингр. филармонии). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за 7-ю симфонию).
1943 — Ш. в Москве. — Начало работы в Моск. консерватории в качестве профессора (класс композиции, параллельно-с работой в Ленингр. консерватории). — 6 VI. Первое исп. автором 2-й сонаты для фп., посв. памяти Л. В. Николаева (Малый зал Моск. консерватории). — 4 XI. Первое исп. 8-й симфонии (Гос. симф. оркестр СССР, дир. Мравинский, Большой зал Моск. консерватории).
1944 — 14 XI. Первое исп. фп. трио (посв. памяти И. И. Соллертинского; Д. М. Цыганов — скр., С. П. Ширинский — влч., автор — фп., Большой зал Ленингр. филармонии). — 22 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Зоя» с музыкой Ш. — 28 XI. Первое исп. 2-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории).
1945 — 3 XI. Первое исп. 9-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
1946 — 16 XII. Первое исп. 3-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за фп. трио).
1947 — Участие в фестивале «Пражская весна» (Прага), исп. 2-я соната для фп., фп. трио (автор, Д. Ф. Ойстрах и М. Садло) и фп квинтет. — 16 XII Выпуск на экраны кинофильма «Пирогов» с музыкой Ш.
1948 — Присуждение звания нар. арт. РСФСР.
1949 — II. Выпуск на экраны кинофильма «Мичурин» с музыкой Ш. — 16 III. Выпуск на экраны кинофильма «Встреча на Эльбе» с музыкой Ш. — 15 XII. Первое исп. оратории «Песнь о лесах» (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Ленингр акад. капелла под упр. Г. А. Дмитревского, хор мальчиков уч-ща капеллы под упр. P. А. Богданова, Большой зал Ленингр. филармонии).
1950 — Присуждение Сталинской (за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинофильму «Падение Берлина»).
1951 — 10 Х. Первое исп. «Десяти поэм» для смеш. хора без сопровождения на слова рус. революц. поэтов (Гос. хор рус. песни и хор мальчиков под упр. А. В. Свешникова, Большой зал Моск. консерватории).
1952 — 15 III. Присуждение Сталинской премии (за «Десять поэм» для смеш. хора). — 6 XI. Первое исп. кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» (Гос. симф. орк. СССР, Гос. хор рус. песни и хор мальчиков Моск. Хор. уч-ща дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). — 23 XII. Первое исп. 24 прелюдий и фуг для фп. (T. P. Николаева, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
1953 — 13 XI. Первое исп. 5-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 3 XII. Первое исп. 4-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 17 XII. Первое исп. 10-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
1954 — Присуждение звания нар. арт. СССР. — 6 XI. Первое исп. Праздничной увертюры (орк. Большого т-ра, дир. А. Ш. Мелик-Пашаев, Большой т-р, Москва). — Присуждение Междунар. пр. Мира (за «Праздничную увертюру»).
1955 — 15 I. Первое исп. вок. цикла «Из еврейской нар. поэзии» (Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова, А. Д. Масленников, партия фп. — автор, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 29 X. Первое исп. 1-го концерта для скр. с орк. (солист Д. P. Ойстрах, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
1956 — 7 X. Первое исп. 6-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал имени Глинки).
1957 — 10 V. Первое исп. 2-го концерта для фп. с орк (орк. Моск. филармонии). — 30 X. Первое исп. 11-й симфонии (Гос. симф. орк. СССР, дир. H. G. Рахлин, Большой зал Моск. консерватории).
1958 — 22 IV. Присуждение Ленинской пр. за 11-ю симфонию. — 27 и 28 V. Выступление Ш. в Париже с исп. концерта для фп. с орк., прелюдий и фуг для фп. (зал Шайо).
1959 — 24 I. Премьера муз. комедии «Москва, Черемушки» (Моск. т-р оперетты, дир. Г. А. Столяров). — 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Хованщина» (муз. ред. и инструментовка оперы M. P. Мусоргского Ш., дир. E. P. Светланов). — 4 X. Первое исп. концерта для влч. с орк. (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). — 4 XI. Пост. оперы M. P. Мусоргского «Борис Годунов» в инструментовке Ш. (Ленингр. т-р оперы и балета, дир. С. В. Ельцин).
1960 — 15 V. Первое исп. 7-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 27 IX. Впервые прозвучали «Новороссийские куранты» Ш. (Новороссийск, площадь Героев, у Вечного огня Славы). — 2 X. Первое исп. 8-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
1961 — 15 X. Первое исп. 12-й симфонии, посв. памяти В. И. Ленина (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). — 30 XII. Первое исп. 4-й симфонии (орк. Моск. филармонии, Большой зал Моск. консерватории).
1962 — 12 XI. Первое исп. вок. цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Ш. (орк. Горьковской филармонии, Горький). — 18 XII. Первое исп. 13-й симфонии для солиста, хора и орк. (орк. Моск. филармонии, хор басов Респ. рус. хор. капеллы и муж. хор Ин-та им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории). — 30 XII. Выпуск на экраны кинофильма «Черемушки» (экранизация муз. комедии Ш. «Москва, Черемушки»).
1963 — 8 I. Премьера новой ред. оперы «Катерина Измайлова» (Моск. Муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. Г. P. Проваторов). — 10 XI. Первое исп. увертюры на рус. и кирг. нар. темы (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории).
1964 — 19 IV. Выпуск на экраны кинофильма «Гамлет» с музыкой Ш. — 20 XI. Первое исп. 9-го и 10-го струн. квартетов (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 28 XII. Первое исп. поэмы «Казнь Степана Разина» (орк. Моск. филармонии, Респ. рус. хор. капелла под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории).
1965 — 6 X. Первое исп. 3-й симфонии в новой ред. (Гос. симф. орк. СССР, Респ. рус. хор. капелла, хор дирижерско-хорового ф-та Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории).
1966 — 2 V. Первое исп. 11-го струн. квартета (посв. памяти В. P. Ширинского квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 28 V. Первое исп. 5 романсов на слова из почты журн. «Крокодил» (E. E. Нестеренко и автор, Ленингр. конц. зал им. М. И. Глинки). — 25 IX. Первое исп. 2-го концерта для влч. с орк.
1967 — 6 IX. Первое исп. симф. поэмы «Октябрь» (Гос. симф. орк. СССР, Большой зал Моск. консерватории). — 13 IX. Первое исп. 2-го концерта для скр. с орк. (солист Д. Ф. Ойстрах, Большой вал Моск. консерватории). — 23 X. Первое исп. 7 романсов на сл. А. А. Блока для голоса, орк., влч. и фп. (Большой зал Моск. консерватории). — 24 X. Первое исп. Траурно-триумфальной прелюдии памяти героев Сталинградской битвы (Гос. симф. орк. СССР, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории).
1968 — Присуждение Гос. пр. СССР за симф. поэму «Казнь Степана Разина». — 14 IX. Первое исп. 12-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории).
1969 — 3 V. Первое исп. сонаты для скр. и фп., пос. Д. Ф. Ойстраху (Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, Большой зал Моск. консерватории). — 6 X. Первое исп. 14-й симфонии, посв. Б. Бриттену (Большой зал Моск. консерватории).
1970 — 5 XII. Первое исп. 8 баллад для смеш. хора «Верность» (муж. хор Эст. ССР под рук. Г. Г. Эрнесакса, зал «Эстония», Таллин). — 13 XII. Первое исп. 13-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
1971 — 4 II. Выпуск на экраны кинофильма «Король Лир» с музыкой Ш.
1972 — 8 I. Первое исп. 15-й симфонии (Большой симф. орк. Всесоюзного радио, Большой зал Моск. консерватории).
1973 — 12 XI. Первое исп. 14-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 27 XII. Первое исп. 6 стихотворений М. И. Цветаевой (солистка — И. П. Богачёва, партия фп. — С. Б. Вакман; Малый зал Моск. консерватории).
1974 — 12 IX. Пост. оперы «Нос» в Моск. камерном муз. т-ре (дир. Г. Н. Рождественский, реж. Б. А. Покровский). — Присуждение Гос. пр. РСФСР им. Глинки за 14-й струн. квартет и хор. цикл «Верность». — 15 XI. Первое исп. 15-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 23 XII. Первое исп. сюиты «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (солист Е. Е. Нестеренко, партия фп. — Е. М. Шендерович, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
1975 — 10 V. Первое исп. «Четырёх стихотворений капитана Лебядкина» (солист — Е. Е. Нестеренко, партия фп. — Е. М. Шендерович, Малый зал Моск. консерватории). — 9 VIII. Смерть Ш. — 14 VIII. Похороны Ш. на Новодевичьем кладбище.
Литературные сочинения:
Почему «Нос»?, «Рабочий и театр», 1930, No 3; Трагедия-сатира, «Сов. искусство», 1932, 16 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Мой творческий путь, «Известия», 1935, 3 апр.; Мои ближайшие работы, «Рабочий театр», 1937, No 11; Моя Седьмая симфония, «Вечерняя Москва», 1941, 8 окт.; Воспоминания об И. И. Соллертинском, «Информационный бюллетень CK СССР», 1944, No 5-6; О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Создать классическую советскую оперу, там же, 1952, No 10; По пути народности и реализма, там же, 1952, No 11; Думы о пройденном пути, там же, 1956, No 9; Новое о Маяковском, «Литературная газета», 1956, 9 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Знать и любить музыку..., М., 1958; Страницы воспоминаний, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Моя Alma Mater, «CM», 1962, No 9; Из воспоминаний о Маяковском, в кн.: Маяковский в воспоминаниях современников, М., 1963; Вступительная статья, в кн.: Г. Малер. Письма, воспоминания, М., 1964, 1968; Вступительная статья, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964, 1972; Как рождается музыка, «Литературная газета», 1965, 21 дек., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Автобиография, «СМ», 1966, No 9; В 1928 году..., «Театр», 1974, No 2; Из воспоминаний (о В. Э. Мейерхольде), «СМ», 1974, No 3; Музыка и время. Заметки композитора, «Коммунист», 1975, No 7, то же, в сб.: Музыка и современность, вып. 10, М., 1976; «Ярославна», «Сов. Союз», 1975, No 9; Советская музыка в годы войны, «СМ», 1975, No 11; Воспитанник консерватории, в сб.: Г. Галынин, М., 1979; Дарить людям счастье, воспевать красоту жизни, звать на борьбу за лучшее..., «СМ», 1979, No 11; Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975, М., 1980, и др.
Литература:
К(аратыгин) В., В камерном кружке, «ЖИ», 1923, No 47, с. 11; Малков Н., Симфония Д. Шостаковича, там же, 1925, No 22; его же, Об авторе «Носа», в сб.: «Нос», Л., 1930; Бемоль (Богданов-Березовский В. М.), Д.Шостакович, «ЖИ», 1925, No 8, то же, в его сб.: Страницы музыкальной публицистики, Л., 1963; его же, Отрочество и юность (Д. Д. Шостаковича), «СМ», 1966, No 9, то же, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Дроздов А. И., Концерт пяти пианистов — участников Варшавского конкурса, «Музыка и революция», 1927, No 2; его же, Симфонический концерт ГАХН, посв. 10-летию Октябрьской революции, там же, 1927, No 12; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская симфоническая музыка за 10 лет, там же, 1927, No 11; его же, О творчестве Д. Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: Леди Макбет Мценского уезда, Л., 1934, то же, в его сб.: Об опере, Л., 1976; его же, Три имени, «СМ», 1943, сб. 1; его же, Восьмая симфония Шостаковича, в об.: Московская филармония, М., 1945, отд. оттиск — Л., 1946; его же, Редкий талант, «СМ», 1959, No 1; Гринберг M. M., Дмитрий Шостакович, «Музыка и революция», 1927, No 11; Вайнкоп Ю., Симфонические новинки к Октябрю, «ЖИ», 1927, No 45; Беляев В. М., Октябрь в симфонической музыке, там же, 1927, No 51; Житомирский Д. В., «Нос», опера Шостаковича, «Пролетарский музыкант», 1929, No 7-8; его же, Дмитрий Шостакович, М., 1947; его же, Шекспир и Шостакович, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; его же, Из размышлений о стиле Шостаковича, «СМ», 1976, No 9; его же, Из впечатлений минувших лет, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Грес С., Дмитрий Шостакович, «Рабочий и театр», 1933, No 2; Соллертинский И. И., Творческий путь Шостаковича, в сб.: Леди Макбет Мценского уезда..., Л., 1934; его же, О творчестве Шостаковича, в сб.: Светлый ручей, М., 1935; его же, Седьмая симфония Шостаковича, газ. «Советская Сибирь», 1942, 16 июля, то же, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Немирович-Данченко В. И., Трагедия страстей, «Советское искусство», 1934, 29 янв.; Чемоданов С., Творчество Д.Шостаковича, «Новый мир», 1935, No 3; его же, Балетная музыка Дм. Шостаковича, в сб.: Светлый ручей, М., 1935; Друскин М. С., Фортепьянное творчество Шостаковича, «СМ», 1935, No 11; Острецов A. A., Дмитрий Шостакович, в сб.: Молодые мастера искусства, М.-Л., 1938; Кабалевский Д. Б., Пятая симфония Шостаковича, «Советское искусство», 1937, 29 дек.; его же, Гордость советской музыки, «СМ», 1966, No 7; его же, Гармония чувства и мысли, вдохновения и мастерства, «Советская культура», 1973, 13 ноября, то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Толстой А. Н., Пятая симфония Шостаковича, «Известия», 1937, 28 дек., то же, в изд.: Толстой А. Н., Поли. собр. соч. в 15 томах, т. 13, М., 1949; Нейгауз Г. Г., Дмитрий Шостакович, «Литературная газета», 1938, 5 февр.; его же, Дмитрий Шостакович, «Советское искусство», 1941, 2 окт., то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; Шавердян А. И., Квинтет Д. Шостаковича, «Правда», 1940, 25 ноября, то же, в его сб.: Избранные статьи, М., 1958; Шагинян М. С, Квинтет Шостаковича, «Литературная газета», 1940, 1 дек.; её же, Одиннадцатая Шостаковича, «Известия», 1957, 12 нояб.; её же, Дмитрий Шостакович, «Известия», 1966, 17 сент., то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Нестьев И. В., Шостакович, «Правда», 1941, 16 марта; его же, Путь исканий, «СМ», 1956, No 11; его же, Поэзия правды и человечности, «МЖ», 1966, No 17; Rабинович Д., Д. Д. Шостакович, «Театр», 1941, No 3; Мартынов И. И., Д. Д. Шостакович, М.-Л., 1946; его же, Д. Шостакович, Очерк жизни и творчества, М., 1962; его же, Поэтические страницы, «СМ», 1964, No 5; Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, «СМ», 1947, No 4; его же, Д. Шостакович. Камерные произведения, М., 1955, его же, Из наблюдений над стилем Шостаковича, «СМ», 1959, No 10; его же, 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича, Л., 1963, 1970; его же, Александрийский пентахорд в музыке Д. Шостаковича, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; Скребков С. С., Прелюдии и фуги Д. Шостаковича, «СМ», 1953, No 9; Хачатурян А. И., Десятая симфония Д. Шостаковича, там же, 1954, No 3; его же, Мастер — гражданин — человек, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976, то же, в сб.: А. Хачатурян. Статьи и воспоминания, М., 1980; Ойстрах Д. Ф., Заметки музыканта, «СМ», 1954, No 9; его же, Воплощение большого замысла, там же, 1956, No 7; Шапорин Ю. A., К 50-летию Д. Шостаковича, там же, 1956, No 9, то же, в его сб.: Избранные статьи, М., 1969; Лебединский Л. Н., Поэмы о революционной борьбе, «СМ», 1956, No 10; его же, Произведения Д. Шостаковича, там же, 1956, No 12; его же, Хоровые поэмы Шостаковича, М., 1957; его же, Седьмая и Одиннадцатая симфонии Д.Шостаковича, М., 1960; Васина-Гроссман В. A., Новое в творчестве Шостаковича, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1956; Протопопов В. В., Об одном важном принципе музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича, «Сообщения Института истории искусств АН СССР», вып. 9, М., 1956; его же, Одиннадцатая симфония «1905 год» Д. Шостаковича, «SH», 1958, No 4; его же, О единстве цикла в Одиннадцатой симфонии «1905 год» Д. Д. Шостаковича, «Сообщения Института истории искусств АН СССР», вып. 15, М., 1959; его же, Вопросы музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Николаев A. A., Фортепьянная музыка Д. Д. Шостаковича, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Фадеев A. A., Субъективные заметки, «Новый мир», 1957, No 2; Келдыш Ю. В., На пути освоения героической темы, «СМ», 1958, No 3; его же, Автобиографический квартет, там же, 1960, No 12; Данилевич Л., Д. Д. Шостакович, М., 1958; его же, Наш современник. Творчество Шостаковича, М., 1965; его же, Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество, М., 1980; Гофман Р., Шостакович в Париже, «СМ», 1958, No 9; Сабинина М. Д., Дмитрий Шостакович, М., 1959; её же, Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; её же, Заметки об опере «Катерина Измайлова», в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; её же, Шостакович-симфонист, М., 1976; Боганова Т. В., Виолончельный концерт Д. Шостаковича, М., 1960; Maзель Л. A., Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель, М., 1960; его же, О стиле Шостаковича, в сб.: Черты стиля Шостаковича, М., 1962; его же, О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Д. Шостаковича, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Бобровский В. П., Камерные инструментальные ансамбли Д.Шостаковича, М., 1961; его же, Песни и хоры Д. Шостаковича, М., 1962; его же, Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 1, М., 1962; его же, Программный симфонизм Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; его же, Мудрость художника, «СМ», 1966, No 9; его же, Программный симфонизм Шостаковича, ст. 2-я. Тринадцатая симфония, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Садовников Е. Л., Д. Д. Шостакович. Нотографический справочник, М., 1961; его же, Д. Д. Шостакович. Нотографический и библиографический справочник, М., 1965; Черты стиля Д. Шостаковича, сб., М., 1962; Евлахов О. A., Класс композиции Д. Д. Шостаковича, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Хентова М., Шостакович-пианист, Л., 1964; её же, Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л.-М., 1975, кн. 2, Л., 1980; её же, Шостакович в Петрограде-Ленинграде, Л., 1979; её же, Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны, Л., 1979; Д. Шостакович, (сб.), М., 1967; Орджоникидзе Г. Ш., 13-я симфония Д. Шостаковича, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; К изучению творчества Д. Шостаковича, «СМ», 1968, No 9, 1969, No 9, 1974, No 9; Задерацкий В. В., Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича, М., 1969; Реблинг Э., Реалистическая сатира на музыкальной сцене, «СМ», 1969, No 11 (пер. с нем.); Дельсон В. Ю., Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича, М., 1971; Бубенникова Л. К., Мейерхольд и Шостакович. Из истории создания оперы «Нос», «СМ», 1973, No 3; её же, К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров (постановка В. Мейерхольда «Ревизор», 1926 г., опера Д. Шостаковича «Нос», 1928 г.), в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; Григорьева Г. В., Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973; её же, Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х гг., в сб.: О музыке. Проблемы анализа, М., 1974; Ярустовский Б. М., Возрождение оперы, «СМ», 1975, No 2; Добрынин Э., Музыкальная сатира в вокальном творчестве Д. Шостаковича, там же; Богданова А. В., Ранние произведения Шостаковича для драматического театра, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975; её же, Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; её же, Шостакович знакомый и незнакомый, «МЖ», 1979, No 11; Володина М. Д., Шостакович. Нотографический справочник, М., 1976; Третьякова Л. С., Д. Шостакович, М., 1976; К 70-летию Д. Шостаковича, «СМ», 1976, No 9; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Шлифштейн С. И., «Казнь Степана Разина» Шостаковича и традиции Мусоргского, в его сб.: Избранные статьи, М., 1977; Отмечая 70-летие Д. Шостаковича, «СМ», 1977, No 1; Левая Т. Н., Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д. Д. Шостаковича), в сб.: Музыка России, вып. 2, М., 1978; Heстеренко E. E., Последние встречи, там же; Гаккель Л., Слово Шостаковича, «СМ», 1980, No 3; Лукьянова Н., Д. Д. Шостакович, М., 1980; Федосова З., Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича, М., 1980; Отмечая 75-летие со дня рождения Д. Д. Шостаковича, «СМ», 1981, No 9, 10.
Составил Л. Б. Римский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.
Список сочинений Шостаковича →
Фортепианное творчество Шостаковича →