Мясковский Николай

Категории словаря
Николай Яковлевич Мясковский

Творческий путь Мясковского

Мясковский Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша — 8 VIII 1950, Москва) — русский советский композитор, педагог, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Народный артист СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов. симфонистов, воспитатель мн. сов. композиторов. Муз. дарование М. проявилось рано. Занятия музыкой начал в 10 лет, сочинять — в 17 лет. Формированию его художеств. вкусов способствовало знакомство в юношеские годы с рус. классич. музыкой, к-рая навсегда становится близкой композитору, и с нем. муз. классикой. Благотворную роль в этом отношении сыграло общение М. с семьями известных петерб. пушкинистов М. Л. Гофмана и Б. Л. Модзалевского, в среде к-рых были и проф. музыканты.

По семейной традиции М. получил военно-инженерное образование (отец композитора Я. К. Мясковский был крупным воен. специалистом). Ему пришлось преодолеть большие трудности, чтобы наряду с занятиями в Военно-инженерном уч-ще приобрести необходимые проф. муз. знания. В спец. подготовке М. помогли занятия в Москве с Р. М. Глиэром (1903) и в Петербурге с И. И. Крыжановским (1903-06). Известное влияние на формирование молодого М. оказали Вечера современной музыки, среди постоянных участников и руководителей к-рых был ряд музыкантов и художеств. деятелей модернистской ориентации. «Правда, — писал М., — я не сделался в этом кругу „своим“, т. к. и тогда стремление к „последнему слову“ музыкальной техники и изобретения не имело для меня самодовлеющей цены. Во всяком случае атмосфера чрезвычайно напряженных музыкальных исканий и строжайшей оценки плодов их не могла как-то меня не заразить». В 1911 М. окончил Петерб. консерваторию; его учителями были А. К. Лядов (класс композиции, гармонии, полифонии), Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), Я. Витол (муз. формы). Углублению интереса к творчеству способствовали и друзья по консерватории — С. С. Прокофьев, дружбу с к-рым М. сохранил до конца жизни, Б. В. Асафьев и др. По окончании консерватории М. сотрудничал в моск. журн. «Музыка», выступая защитником талантливых отечеств. авторов (в т. ч. Прокофьева), поборником рус. и заруб. классич. иск-ва. Особенно примечательна его статья «Чайковский и Бетховен» (1912), написанная в противовес модернистской критике, принижавшей значение великого рус. композитора. Прогрессивная оценка М. общих путей развития симфонизма и симфонизма Чайковского имела большое значение для последующей рус. критич. лит-ры. Лит. деятельность М. продолжалась в 20-е гг. в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка», а затем на протяжении всей жизни композитора — в форме бесчисленных консультаций, офиц. отзывов на новые соч. композиторов и музыковедов, переписки и т. п.

Пребывание на фронте (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск прервало интенсивную творч. работу композитора, к-рый ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симф. поэм, симфониетты, увертюры и соч. др. жанров. В условиях фронтовой жизни им был сделан ряд записей народных песен.

С 1918 до конца жизни М. жил в Москве. Придя к Окт. революции 1917 уже сформировавшимся художником, М. подчинил свои дальнейшие устремления задачам, выдвинутым новым социальным строем жизни. Это стало решающим фактором творч. биографии М. Широко развернулась деятельность М. на разл. участках строительства сов. муз. культуры. Композитор активно содействовал организации Гос. муз. изд-ва (член жюри, редактор, консультант, 1919-30), редактировал произв. рус. муз. классиков, в т. ч. академич. издания. В 1919 М. был избран чл. правления «Коллектива московских композиторов», одноврем. являлся зам. зав. Муз. отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с воен. службы в Красной Армии, с 1921, М. — профессор класса композиции Моск. консерватории. Среди учеников М. (ок. 70) композиторы: А. С. Абрамский, И. М. Белорусец, В. А. Белый, Ю. С. Бирюков, Н. П. Будашкин, А. М. Веприк, Ф. Е. Витачек, Г. В. Воробьёв, В. А. Гайгерова, Г. С. Гамбург, Г. Г. Галынин, В. П. Герчик, Б. Д. Гибалин, Б. К. Голубев, Г. Е. Егиазарян, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, А. Ф. Козловский, В. Н. Крюков, З. А. Левина, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, К. Д. Макаров-Ракитин, Е. И. Месснер, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, И. Надиров, Н. В. Нариманидзе, Ю. С. Никольский, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, С. А. Разорёнов, М. Л. Старокадомский, М. Т. Тулебаев, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, К. С. Хачатурян, М. А. Цветаев, Б. А. Чайковский, М. М. Черёмухин, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, В. П. Ширинский, А. Я. Эшпай, В. М. Юровский. Высокий проф. уровень творческой деятельности учеников М. — одно из отличительных свойств его школы.

Способность мыслить в музыке широкими обобщениями — черта, заметная уже на раннем этапе творчества М. Крупная симф. форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекала композитора. Среди ранних произв. М. самым монументальным, представляющим характерные для той поры черты стиля, круг образов, явилась 3-я симфония (1913-14). Пафос страстных порывов, трагич. исход — главное в содержании симфонии. К ней примыкают симф. поэмы «Молчание» (1909-10), «Аластор» (1912-13), 2-я симфония (1910-11), 2-я фп. соната (1912). В кон. 1917 (в Петрограде) М. пишет 4-ю симфонию, связанную с его пребыванием на фронте. Впечатления от фронтовой жизни, от людей, с к-рыми он прошёл войну и встретил революцию, расширили творч. горизонт композитора. Симфонию отличает от предыдущих произв. иная муз. драматургия — «быстрый, восторженно-светлый», по собств. определению композитора, финал. Просветлённый характер носит 5-я симфония (1918), ряд тем к-рой взят композитором из его фронтовых записей. Это первая среди симфоний М., пронизанная колоритными мелодиями нар. песен или близкими к ним. В произв. есть страницы светлой пейзажной лирики, слышатся отголоски грозных дней и праздничная «нота» в финале. Соч. быстро завоевало популярность. 6-я симфония (1921-23) для большого оркестра и хора с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произв. связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражд. войны, первых лет революции, личными потрясениями и образами драмы «Зори» Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революц. песен рабочими Парижа. Рус. раскольнический стих «Что мы видели» (хор) введён в финал симфонии как образ нар. плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католич. заупокойной мессы «Dies irae». Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии («Карманьола», «Ça ira»). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера.

Стремление выразить «объективные» настроения, о чём не раз упоминает в своих высказываниях М., выявляется, в частности, в обращении композитора к нар. песне, как творч. сфере, рождённой не узко личным миром собственного «я». Это находит отражение в 7-й симфонии (1922), и ещё более полно в 8-й (1923-25), первоначальный замысел к-рой был связан с образом Степана Разина, в 9-й (1926-27), выявившей заметное тяготение композитора к душевности, теплоте тона высказываний, орк. сюитах на песенно-танц. темы — симфониетте, серенаде, лирическом концертино (все — 1929), в 12-й симфонии (1931-32), посв. социальному преобразованию деревни (к 15-й годовщине Октября). В последней автор следовал такому замыслу: образ старой деревни (1-я часть), борьба за новый уклад жизни (2-я часть), победа колхозного строя (3-я часть). Симфония не принесла самому М. полного удовлетворения; по его мнению, замысел финала был раскрыт «недостаточно убедительно».

Стремление композитора передать в своей музыке «пульс времени» нашло более яркое и цельное воплощение в 16-й симфонии (1935-36), замысел к-рой связан с героич. темой авиации. Мужественный, скорбный траурный марш (3-я часть) служит контрастом к общему активному тонусу соч. В финале использована тема массовой песни М. «Летят самолёты». К широким кругам слушателей обращена 19-я симфония (1939), написанная к 21-й годовщине Красной Армии, — первая в рус. и сов. муз. лит-ре симфония для дух. оркестра. В 18-й (1937), 20-й (1940) симфониях, концерте для скр. с оркестром (1938), композитор обращается с целью демократизации симф. жанра к нар. темам и интонациям. В элегической 21-й симфонии (1940) с её явно выраженным нац. колоритом преобладают лирич. образы; музыка проникнута глубоким, сосредоточенным раздумьем. В этой симфонии явственно обнаруживается эволюция стиля М. Темы её отличаются широтой, певучестью, пластичностью мелодич. рисунка, они как бы «вокализируются», вбирая более широкий круг общезначимых интонаций. Исчезает характерная для раннего творчества композитора прерывистость муз. речи. Вместе с тем ритм (особенно в главных темах сонатного allegro) остаётся активным, действенным. Диатонич. склад мелодики определяет более плавную и неторопливую смену гармоний. Иск-во полифонич. разработки — одна из сильных сторон мастерства композитора. При сохраняющейся полифонич. насыщенности муз. ткань постепенно освобождается от гипертрофии самодовлеющих контрапунктич. приёмов. В оркестровке возрастает роль чистых тембров, солирующих инструментов.

В произв. М. периода Великой Отечественной войны 1941-45 нашла отражение героич. борьба сов. народа. Ясно выраженная программа присуща 22-й симфонии-балладе (1941). В ней (три её части исполняются без перерыва) воплощены образы мирной Родины, нашествия, глубокая печаль и сила преодоления. Различные по характеру 24-я (1943) и 25-я (1945-46) симфонии свидетельствуют о поисках композитором героич. начала. Событиями грозных военных лет навеян и концерт для виолончели с оркестром (1944), в к-ром темы сдержанно-элегич. характера соединяются с мужественными, полными энергии, устремлённости. В 26-й симфонии (1948) образы Родины воплощены средствами жанрово-эпич. симфонизма; в финале этого соч. использованы древнерус. напевы.

27-я симфония (1949) — своего рода итог творч. пути композитора. Суровому драматизму и напряжённой лирич. экспрессии первых двух частей противопоставлен органически увенчивающий симф. концепцию торжественный марш в финале.

Патриотическим характером содержания отличаются крупные вок.-симф. произведения М. Музыка кантаты «Киров с нами» (1942) пронизана интонациями сов. массовой песни, в частности песен Великой Отечеств. войны, с их маршевой поступью, энергичным ритмом, суровым строем. В кантате-ноктюрне «Кремль ночью» (1947) патриотич. тема решена композитором в мягких лирич. тонах.

Значит. место в творчестве М. занимают квартеты — своеобразные камерные симфонии. В них отчётливо проступает нац. песенная мелодич. основа, своеобразие колорита нар; ладов, диатоника, мастерски обогащённая хроматикой. Первые три квартета, относящиеся к консерваторскому периоду (1907, 1909, 1909-10) уже обнаруживали характерные черты творчества М.: мастерство лепки крупной формы, масштабность мышления, верность реалистич. традициям, восходящим, с одной стороны, к А. К. Глазунову (элементы жанровой картинности), с другой — к П. И. Чайковскому (тяготение к лирико-драм. концепции). В квартетах зрелого периода (30-40-е гг.) отчётливо выявилось стремление к демократизации жанра, к воплощению общительной проникновенной лирики, чувствам мужественным, светлым. Вершинами квартетного жанра М. стали квартет No 5 (1938-39), No 9 (1943) лирико-героич. характера и последний квартет No 13 (1949), подобно 27-й симфонии (1949), воплотивший в наиболее совершенной художеств. форме идейно-творч. устремления композитора. К камерным ансамблям относятся также 2 сонаты для виолончели и фп. и соната для скрипки и фп. К наиболее зрелым соч. М. принадлежит 2-я соната для виолончели и фп. Бё отличает высокое мастерство, искренность настроений, светлый порыв и возвышенная лирика.

Фп. наследие М. включает 9 сонат и св. 100 небольших пьес, сгруппированных (за небольшим исключением) в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией муз. тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом). Эволюция стиля М. особенно заметна в сонатах, к-рые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм — романтически-патетической 1-й (1907-09), трагедийных одночастных 2-й (1912) и 3-й (1920), драматически-скорбной и динамичной 4-й (1924-25) и, отчасти, в Песне и Рапсодии (1942), объединённых общим тематическим материалом. Фп. пьесы М. наследуют и продолжают направление психологич. реализма (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), программности и нац. характерности («Могучая кучка», А. К. Лядов); ощутима связь фп. пьес М. с рус. песенностью.

М. — автор св. 100 романсов. В ранних вок. соч. композитор обнаружил склонность к настроениям индивидуалистич. плана. Но и здесь M. удавалось преодолевать субъективистский характер поэтич. текстов (З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванов, К. Д. Бальмонт) и создавать эмоционально правдивые произв. («Внезапно», «Заклинания», сл. Гиппиус), отмеченные драматизмом образов, интонационной выразительностью вок. партии. К лучшим образцам ранней лирики М. относится цикл «Размышления» (сл. Е. А. Баратынского, 1907), из более поздних — цикл на сл. М. Ю. Лермонтова (1935-36), включающий ряд популярных романсов — «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», лирич. миниатюры «В альбом», «К портрету».

Основные даты жизни и деятельности:

1881 — 8 IV. В крепости Новогеоргиевск (г. Модлин), близ Варшавы, в семье воен. инженера Я. К. Мясковского родился сын Николай.

1890 — Начало занятий музыкой под руководством тётки Еликониды Константиновны.

1893 — Зачисление в Нижегородский кадетский корпус (интернат).

1895 — Перевод в Петерб. кадетский корпус после переезда семьи в Петербург. — Уроки фп. у А. С. Стунеева; одноврем. обучение игре на скрипке в кадетском корпусе. — Участие в корпусном оркестре.

1896 — «Потрясающее впечатление» от 6-й симфонии и баллады «Воевода» Чайковского (исп. под упр. А. Никита), послужившее, по признанию М., «последним толчком к музыкально-творческим устремлениям».

1898 — Первые опыты соч. музыки (фп. прелюдии).

1899 — Поступление в Военно-инженерное уч-ще.

1902-1903 — Окончание уч-ща. — Служба в воен. частях Зарайска, Москвы. — Встреча с С. И. Танеевым. — Занятия гармонией с Р. М. Глиэром. — Знакомство и дружба с театр. и муз. критиком В. В. Яковлевым. — «Сильнейшее впечатление» от оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный».

1903-1905 — Возвращение в Петербург. — Занятия полифонией, фугой, инструментовкой с И. И. Крыжановским, учеником Н. А. Римского-Корсакова. — Знакомство с ведущими деятелями и участниками «Вечеров современной музыки» поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым.

1906-1911 — Годы учения в Петерб. консерватории (классы А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола). — Зарождение творч. связей с С. С. Прокофьевым, Б. В. Асафьевым. — Знакомство с организаторами моск. «Вечеров современной музыки» дирижёром К. С. Сараджевым, издателем журн. «Музыка» В. В. Держановским, его женой певицей Е. В. Копосовой-Держановской.

1911-1914 — Публикации статей в журн. «Музыка». — Первые исп. в Москве симф. поэм «Молчание» (31 V 1911) «Аластор» (5 XI 1914) и 2-й симфонии (11 VII 1912); в Павловске — 1-й симфонии (20 V 1914).

1914-1917 — Служба в действующей армии. — Назначение на Юго-зап. фронт. — Участие в осаде крепости Перемышль. — Контузия. — Служба в Двинске, затем в Ревеле (Таллин). — Отрицательное отношение к войне, рост демократич. убеждений под влиянием революц. событий 1917. — Солдаты посылают М. в полковой комитет своим представителем. — Назначение в Военно-морской генеральный штаб (Петроград). — Замысел оперы «Идиот» по Достоевскому; работа над либретто с П. П. Сувчинским.

1918 — Переезд в Москву в связи с переводом Военно-морского генерального штаба из Петрограда.

1919 — Участие в моск. муз. жизни. — Начало деятельности в Гос. муз. изд-ве (чл. жюри и ред. Художеств. отдела), Коллективе моск. композиторов, Муз. отделе Наркомпроса и Художеств. секции Гос. учёного совета. — Начало дружеств. отношений с П. А. Ламмом, одним из организаторов Гос. муз. изд-ва, профессором Моск. консерватории. — Муз. вечера у Держановских и Ламма. — Встречи с художником Лопатинским (у Держановских), послужившие толчком к созданию 6-й симфонии.

1920 — Первое исп. в Москве 5-й симфонии (18 VII).

1921 — Демобилизация с воен. службы в Красной Армии. — Приглашение на пост профессора класса композиции Моск. консерватории (занимал эту должность до конца жизни с перерывом в 1948).

1923 — Выступления в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка». — Участие в организации Ассоциации совр. музыки.

1924 — Первое исп. 6-й симфонии в Москве (4 V).

1925 — Исп. 5-й симфонии в Ленинграде и Лондоне, в Лондоне — симф. поэмы «Аластор». — Первое исп. 7-й симфонии в Москве (8 II).

1926 — Поездка в Варшаву (вместе с Б. Л. Яворским) на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой там к изд. партитур 7-й и 8-й симфоний (единственная поездка М. за границу). — Исп. в Праге 6-й и 7-й симфоний; в Вене — 7-й симфонии; в Филадельфии и Нью-Йорке — 5-й; первое исп. 8-й симфонии в Москве (23 V). — Присвоение звания засл. деят. иск-в РСФСР (в связи с 60-летием Моск. консерватории).

1928 — Первое исп. в Москве 9-й (29 IV) и 10-й (7 IV) симфоний.

1931 — Выход из состава Ассоциации совр. музыки (вместе с группой композиторов — В. Я. Шебалиным, А. А. Шеншиным, Д. Б. Кабалевским, М. Л. Старокадомским и др.).

1932 — Избрание М. в состав оргкомитета Союза сов. композиторов. — Первое исп. в Москве 12-й (к 15-й годовщине Октября), т. н. «Колхозной» симфонии (1 VI).

1933-1939 — Многосторонняя муз. обществ. деятельность. Активное участие в художеств. советах Радио, филармонии, Комитета по делам иск-в при Совете министров СССР, Комитета по присуждению Гос. пр. СССР (до 1948), в жюри разл. конкурсов.

1940 — Присуждение степени доктора искусствоведения без защиты диссертации. — Участие в работе редколлегии журн. «Советская музыка» (до 1948). — Первое исп. 21-й симфонии в Москве (16 XI).

1941 — Присуждение Гос. пр. СССР за 21-ю симфонию. — Эвакуация в г. Нальчик в связи с начавшейся Великой Отечеств. войной 1941-45. — Переезд в Тбилиси.

1942 — Первое исп. 22-й симфонии-баллады (Тбилиси, 12 I). — Первое исп. 23-й симфонии (Москва, 20 VII). — Переезд во Фрунзе. — Замысел оперы «Царь Фёдор» (по трагедии А. К. Толстого).

1943 — Награждение орденом Ленина. — Возвращение в Москву. — Первое исп. 9-го струн. квартета (Москва, 30 X), 24-й симфонии (Москва, 8 XII).

1944 — М. — пред. юбилейного комитета по проведению торжеств в честь 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова.

1945 — Первое исп. концерта для виолончели с орк. (Москва, 17 III).

1946 — Присвоение почётного звания нар. арт. СССР. — Присуждение 2 Гос. пр. СССР — за 9-й квартет и за концерт для виолончели с оркестром.

1947 — Первое исп. 25-й симфонии (Москва, 6 III).

1948 — Первое исп. в Москве 26-й симфонии (28 XII).

1949 — Уточнение и редактирование, а также переложения предыдущих соч.; приведение в порядок личного архива.

1950 — Переработка ранних романсов, уточнение партитур и переложений 26-й и 27-й симфоний. — Развитие болезни. — Операция. — 8 VIII. Смерть композитора. — 10 VIII. Похороны на Новодевичьем кладбище. — 21 X. Первое исп. 13-го квартета в Малом зале Моск. консерватории Квартетом им. Бетховена. — 9 XII. Первое исп. 27-й симфонии в Колонном зале Дома Союзов.

Сочинения:

для хора и голосов с орк. — поэма-кантата Киров с нами (к 25-й годовщине Октябрьской, революции, сл. Н. С. Тихонова, 1942), кантата-ноктюрн Кремль ночью (к 30-й годовщине Октябрьской революции, сл. С. А. Васильева, 1947); для орк. — симфонии No 1 (c-moll, 1908; 2-я ред. 1921), No 2 (cis-moll, 1910-11), No 3 (a-moll, 1913-14), No 4 (e-moll, 1917-18), No 5 (D-dur, 1918), No 6 (es-moll, по желанию — с хором, 1921-23; 2-я орк. ред. 1947), No 7 (h-moll, 1922), No 8 (A-dur, 1923-25), No 9 (e-moll, 1926-27), No 10 (f-moll, по гравюре А. Н. Бенуа «Медный всадник» и по поэме А. С. Пушкина, 1926-27), No 11 (b-moll, 1931-32), No 12 (g-moll, к 15-й годовщине Октября, 1931-32), No 13 (b-moll, 1933), No 14 (C-dur, 1933), No 15 (d-moll, 1933-34), No 16 (F-dur, 1935-36), No 17 (gis-moll, 1936-37), No 18 (к 20-летию Октябрьской революции, C-dur, 1937), No 19 (к 21-й годовщине Красной Армии, Es-dur, для духового орк., 1939), No 20 (E-dur, 1940), No 21 (fis-moll, 1940; Гос. пр. СССР, 1941), No 22 (симфония-баллада, h-moll, 1941), No 23 (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, a-moll, 1941), No 24 (f-moll. 1943), No 25 (Des-dur, 1945-46), No 26 (на др.-рус. темы, C-dur, 1948), No 27 (c-moll, 1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); симфониетты — A-dur (1910-11; 2-я ред. 1943), h-moll (для струн. орк., 1929), a-moll (для струн. орк., 1945-46), симф. притча Молчание (по Э. По, 1909-10), симф. поэма Аластор (по П. Шелли, 1912-13); увертюры — (1909; 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Драматическая (для духового орк., 1942), Патетическая, к 30-летию Сов. Армии (1947), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старослав. темы, 1946), Серенада (1929), Лирическое концертино (для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. орк., 1929), Звенья (6 набросков для симф. орк., 1944), Дивертисмент (1948); концерты для инструментов с орк. — для скр. (1938), для влч. (1944; Гос. пр. СССР, 1940); для духового орк. — марши: Торжественный (1930), Драматический (1930), Героический (1941), Весёлый (1941); камерно-инстр. ансамбли, струн. квартеты: No 1 (1929-30), No 2 (1930), No 3 (1910; 2-я ред. 1930), No 4 (1909-10; 2-я ред. 1937), No 5 (1938-39), No 6 (1939-40), No 7 (1941), No 8 (1942), No 9 (к 20-летию квартета им. Бетховена, 1943; Гос. пр. СССР, 1945), No 10 (1907; 2-я ред. 1945), No 11 (Воспоминания, 1945), No 12 (1947), No 13 (1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); для скр. и фп. — соната (1946-47); для влч. и фп. — 2 сонаты (1911, 2-я ред. 1930; 1948, Гос. пр. СССР, 1950); переложения симф. и камерных произв. М.: для фп. — автора (13-я симфония); для фп. в 4 руки — автора (большинство симфоний и др. симф. произв., 3-й, 7-9-й квартеты), Д. Б. Кабалевского (6-я, 12-я, 18-я симфонии), А. А. Винклера (8-я симфония), В. Н. Крюкова (10-я симфония), А. П. Долуханяна (24-я симфония), К. А. Сорокина (25-я симфония, Звенья No 1-5); для 2 фп. в 8 рук — П. А. Ламма (все симф. произв.); для духового орк. — И. В. Петрова (18-я симфония); для струн. орк. — В. В. Держановского (2 части из 11-й и 12-й симфоний); для фп. — сонаты: No 1 (1907-09), No 2 (1912), No 3 (1920; 2-я ред. 1939), No 4 (1924-25; 2-я ред. 1946), No 5 (по старым эскизам, 1907-08; 2-я ред. 1917; 3-я ред. 1944), No 6 (по старым эскизам, 1908; 2-я ред. 1944), No 7 (1949), No 8 (1949), No 9 (1949); 94 пьесы, часть из к-рых вошла с последующей ред. в сб.: Причуды (6 набросков, 1917-22), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Десять очень лёгких пьес (1938), Четыре лёгкие пьесы в полифоническом роде (1938), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948); романсы: на сл. К. Д. Бальмонта — Из юношеских лет (12 романсов, в т. ч. Колыбельная песня, Побледневшая ночь, Цветок, 1903-06), Мадригал (сюита из 5 романсов, 1908-09); Е. А. Баратынского — Размышления (6 романсов, в т. ч. — Муза, Наяда, Очарованье красоты в тебе, 1907), В борьбе с тяжелою судьбою, Все мысль да мысль (1908); Р. Бёрнса (в пер. М. А. Мендельсон, 1946); А. А. Блока (1921); В. Я. Брюсова (1906); З. Н. Гиппиус (1904-08, 1905-08, 1913-14); А. А. Голенищева-Кутузова (1903); А. А. Дельвига (1926); Джамбула (1936); А. Ф. Ерикеева (в пер. С. Липкина, 1935); Вяч. И. Иванова (1908); Л. М. Квитко (в пер. С. В. Михалкова, 1938); А. В. Кольцова (1901); А. Лахути (в пер. Ц. Бану, 1936); М. Ю. Лермонтова — 12 романсов, в т. ч. Выхожу один я на дорогу, Нет, не тебя так пылко я люблю, К портрету, Они любили друг друга (1935-36); А. Н. Майкова (1906); М. А. Мендельсон (1946); Микельанджело (в пер. Ф. И. Тютчева, 1909); Э. По (в пер. К. Д. Бальмонта, 1908); Т. С. Сикорской (1936); А. К. Толстого (1903); Ф. И. Тютчева (1921); A. А. Фета (1908); С. П. Щипачёва — Из лирики Степана Щипачёва (10 романсов, в т. ч. Русый ветер, Мне кажется порой. Легко, любимая, с тобой, 1940), и др.; хоры и хоровые песни: на сл. H. H. Асеева (1931); К. Д. Бальмонта (1909); B. В. Винникова (1934); М. В. Исаковского (1941); С. И. Кирсанова (1932); С. Г. Острового — Наливались тополи, Партизанская комсомольская (1934); И. Н. Строганова — Летят самолеты (1931); А. А. Суркова — Ленинская (1932), Походная (1934); И. Я. Френкеля (1931); эскиз к гимну РСФСР (1946); песни для голоса с фп.: на сл. А. И. Безыменского (1930); В. В. Винникова (1941); М. А. Светлова — Песня (1939), Боец молодой (1941), и др.; переложения произв. др. композиторов — Б. В. Асафьева (вступление и отрывки из балета «Белая лилия», для фп. в 2 руки), Д. М. Мелких (симф. поэма «Аладина и Паломид», для 2 фп. в 8 рук), М. П. Мусоргского (муз. картина «Иванова ночь на Лысой горе», для фп. в 4 руки), С. С. Прокофьева (музыка к спектаклю «Египетские ночи», для фп. в 4 руки; симф. сюита «1941 год», для фп. в 4 руки; эскиз «Осеннее», для 2 фп. в 8 рук), М. О. Штейнберга (3-я симфония, для фп. в 4 руки; симф. картина «Принцесса Мален», для 2 фп. в 8 рук), Ф. Э. Баха (2-я ч. концерта D-dur для 4 виол, флейты и фп.), А. П. Бородина (романсы «Морская царевна», «Песня тёмного леса», каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь», переложение аккомпанемента для струн. квартета) и др. произв.

Литературные сочинения:

Игорь Стравинский. «Жар-птица», сказка-балет, «Музыка», 1911, No 45; Петербургские письма (I-XVI). там же, 1911, No 49, 51, 53; 1912, No 57, 61, 63, 67, 69. 101, 103; 1913, No 113, 118, 125, 156, 160; 1914, No 171, 178; «Петрушка», балет Игоря Стравинского, там же, 1912, No 59; Чайковский и Бетховен, там же, 1912, No 77; С. Прокофьев. Ор. 2. 4 этюда для фп., там же, 1912, No 94; H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, там же, 1913, No 119; Сергей Прокофьев. Ор. 4. «Воспоминание»; «Порыв»; «Отчаяние»; «Наваждение». Ор. 11. Токката для фп., там же, 1913, No 151; О «Весне священной» Игоря Стравинского, там же, 1914, No 167; С. Прокофьев. Ор. 10. Первый концерт для фп. с оркестром, там же, 1914, No 194; С. Прокофьев. «Мимолетности». Ор. 22, «К новым берегам», 1923, No 1 (подписано — А. Версилов); Сергей Прокофьев. Третья соната («Из старых тетрадей») для фп. Ор. 28, там же, 1923, No 3; Автобиографические заметки о творческом пути, «СМ», 1936, No 6, и др.

Письма:

С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Письма, М., 1956, 1961; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, М., 1959-60 (т. 1 — Статьи. Письма. Воспоминания, т. 2 — Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы), 1964 (т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, т. 2 — Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы); Н. Я. Мясковский — Д. М. Мелких, «СМ», 1960, No 8; Н. Я. Мясковский — Б. В. Асафьеву (1909-1917), там же; В. В. Держановский — Н. Я. Мясковскому, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1, М., 1964, 1972; Н. Я. Мясковский — Б. Л. Яворскому, Б. Л. Яворский — Н. Я. Мясковскому, там же; Б. В. Асафьев — Н. Я. Мясковскому, Я. К. Мясковский — Н. Я. Мясковскому, в кн.: Иконников A., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах, М., 1969; Н. А. Малько — Н. Я. Мясковскому, Н. Я. Мясковский — Н. А. Малько, в сб.: Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972.

Литература:

Среди печати (о первом исп. 2-й симфонии М.), «Музыка», 1912, No 93, 1913, No 138; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), «Аластор» Мясковского, «Музыка», 1914, No 198; его же, Петроградские куранты. О творческом пути Н. Мясковского, там же, 1915, No 219, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Мясковский как симфонист, «Современная музыка», 1924, No 3; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Сонаты Мясковского, «Современная музыка», 1926, No 12; его же, Николай Яковлевич Мясковский, в сб.: Советская музыка, вып. 2, M.-Л., 1944; то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Не заключение, а пролог, там же; его же, Симфония, там же; его же, Пути развития советской музыки, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Николай Яковлевич Мясковский, «СМ», 1955, No 8; Беляев В., Русская симфония и симфоническое творчество H. Я. Мясковского, «Современная музыка», 1924, апрель; его же, Н. Я. Мясковский, там же, 1925, No 8; его же, Николай Яковлевич Мясковский, М., 1927; Шебалин В., Мясковский — учитель, «СМ», 1941, No 4; его же, Учитель и друг, там же, 1961, No 4; Яковлев В., В юные годы (к 75-летию со дня рождения M.), «CM», 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Pере Вл., Московская консерватория в 20-е годы, «СМ», 1958, No 11; его же, Наш учитель — Николай Яковлевич Мясковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Кабалевский Д., Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения), «СМ», 1951, No 4; его же, Чудесная дружба (о переписке М. с С. С. Прокофьевым), там же, 1961, No 4; то же, в его кн.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Келдыш Ю., 12-я симфония Мясковского и некоторые проблемы советского симфонизма, «СМ», 1934, No 2; Иконников A., H. Я. Мясковский, «СМ», 1941, No 4; его же, Н. Я. Мясковский, М., 1944; его же, Мясковский — художник и гражданин, «СМ», 1957, No 11; его же, Мясковский и современность, там же, 1964, No 3; его же, Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Житомирский Д., К изучению стиля Н. Я. Мясковского, «СМ», 1941, No 4; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Васина-Гроссман В., Русский романс конца XIX — начала XX века, в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века, кн. 1 (1895-1907), М., 1968; Шлифштейн С., Мясковский и оперное творчество, «СМ», 1959, No 5; Шостакович Д., Творческие итоги 1943 г., «Информационный сборник ССК СССР», 1945, No 7-8; Скребков С., Симфонический тематизм Мясковского, «СМ», 1946, No 4; Данилевич Л., Н. Я. Мясковский (к 75-летию со дня рождения), в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 2, М., 1956; Очерки советского музыкального творчества. Сб. статей, M.-Л., 1947; Ливанова T. H,, H. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; Виноградов В., Справочник-путеводитель по симфониям H. Я. Мясковского, M., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Хачатурян A., Из воспоминаний (к 75-летию Н. Я. Мясковского), «СМ», 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Н. Я. Мясковский (к 80-летию со дня рождения), «СМ», 1961, No 4; Бэлза И. Ф., Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н. Я. Мясковского, М.-Л., 1960; Тараканов М., О симфонизме Н. Я. Мясковского, «СМ», 1961, No 4; Белецкий И., Скрипичные и виолончельный концерты Н. Я. Мясковского, М., 1962; Боганова Т., Принципы полифонии в творчестве Н. Я. Мясковского, в сб.: Музыкально-теоретич. проблемы советской музыки, М., 1963; Раабен Л., Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Филатова М., О роли гармонии в симфониях Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Moренов В., Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Николаева Н., Н. Я. Мясковский (к 90-летию со дня рождения), «МЖ», 1971, No 9; Карклиньш A., Гармония Н. Я. Мясковского, М., 1971; Ершова Е., К изучению камерного творчества Н. Я. Мясковского, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973 (Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных); Гаук А. В., Н. Я. Мясковский, в сб.: А. В. Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников, М., 1975; Светланов Е., Николай Мясковский, в сб.: Музыка сегодня, М., 1976 и др.

А. А. Иконников
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Карельская музыка Национальные культуры
Мистерия Термины и понятия

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Французская музыка Национальные культуры
Разрешение Термины и понятия
Экспериментальная музыка Термины и понятия
Хорватская музыка Национальные культуры
Ревю Музыкальные жанры
Vivace, vivo; виваче, виво Термины и понятия
Тетрахорд Термины и понятия
Характерный танец Балет и танец
Поза в балете Балет и танец

Реклама