\1) Процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры. В психологии понятие Ч. п. применяется в качестве определения горизонтально- вертикального охвата целой страницы текста.
\2) Практическая учебная дисциплина в муз. учебных заведениях. Её цель - развитие навыков мысленного чтения партитуры (симф., вок.-инстр., хоровой, для дух. оркестра, нар. оркестра, камерного ансамбля) и исполнения её на фп. Умение читать партитуры необходимо дирижёрам, композиторам, музыковедам. Для Ч. п. нужно разбираться в специфич. особенностях записи партитуры; таковы употребление ключей до, транспозиция, октавные перемещения в партиях нек-рых инструментов, нотация флажолетов на струн. инструментах; необходимо знать и правила чтения генерал-баса. Ряд трудностей связан с высотным размещением отдельных партий - перекрещиванием голосов, наличием дублировок. Ч. п. требует навыков в передаче партитурного текста на фп., т. е. умения аранжировать. Вспомогат. формой при овладении Ч. п. являются фп. переложение в письменном виде, анализ партитур. Практич. задача курса Ч. п. - приобретение навыков свободного Ч. п. Будучи одним из звеньев муз.-теоретич. образования, он имеет и более широкую цель: знакомство с симф. и оперной музыкой, с приёмами орк. письма разл. композиторов, с особенностями функционального строения партитур разл. стилей; Ч. п. развивает внутренний высотный и тембровый слух.
Литература: Пузыревский А. И., Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. Пособие для чтения партитур (курс обязательной инструментовки Санктпетербургской консерватории), М., 1908; Таранов Г., Курс чтения партитур, М.-Л., 1939; Аносов Н. П., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, ч. 1, М.-Л., 1951, то же на рум. яз. - Citirea partiturilor simfonice, Buc., 1963; Вольф О., Хрестоматия по чтению партитур, Л., 1958, доп. и испр. 1976; Готлиб М., Каабак Я., Макаров Е., Практический курс чтения партитур для духового оркестра, М., 1960; Лысань Г. A., Чтение партитур и инструментовка для духовых оркестров, М., 1961; Полтавцев И., Светозарова М., Курс чтения хоровых партитур, т. 1-2, М., 1964-65; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, вып. 1, М., 1966; Чайкин H., Курс чтения партитур для оркестров русских народных инструментов, вып. 1-2, М., 1966-67; Шпитальный П., Чтение симфонических партитур. Хрестоматия, вып. 1, М., 1970; Варелас С. A., Курс чтения партитур. Для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий, Таш., 1974 (на узб. яз.); Коломиец A., Пащенко В., Тихова Э., Курс чтения хоровых партитур. Учебно-методическое пособие для музыкально- педагогических факультетов и отделов педагогических институтов и педагогических училищ, К., 1977; Riemann H., Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Gбl H., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1923, W. - L., (1950) (укр. пер. - Читання партитури, (К.), 1925, рус. пер. - Руководство к чтению партитур, Л., 1930); Кroуer Th., Der volkommene Partitur-Spieler, 1930; Hagel R.., Die Lehre von Partiturspiel, (Potsdam); Leschetizky Th., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1941; Nбgy О., Partituraolvasбs. Partiturajбtйk, Bdpst, 1954; Creuzburg H., Partiturspiel. Ein Ьbungsbuch, Bd 1-4, Mainz, 1956-66; Jakobi Th., Die Kunst des Partiturspiels, В., 1957; Eben P., Burghauser J., Ctenн a hra partitur, Praha, 1960; Velehorschi A., Studiul transpozitiei, Buc., 1968; Bцlsche E., Schule des Partiturspiels, Bd 1, Lpz., s. a.; Reciter F., Praktisches Partiturspielen, Halle, 1951.
И. А. Барсова