Виктор Павлович Фраёнов

Дата рождения
24.10.1930
Дата смерти
04.09.2002
Профессия
Страна
Россия, СССР
Виктор Павлович Фраёнов

Виктор Павлович Фраёнов (24 октября 1930, Москва — 4 сентября 2002, Москва) — российский музыковед, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР (1982), заслуженный деятель искусств РФ (2003).

Отец – Павел Семёнович Фраёнов (1898–1986), кандидат технических наук (1946), преподавал в Московском автомобильно-дорожном институте (доцент с 1948), музыкант-любитель (играл на гитаре). Мать – Анастасия Сергеевна (урождённая Давыдова; 1899–1976), школьный учитель.

Трудовую деятельность начал в 1943 г. учеником электрика на киностудии «Воентехфильм» (с 1945 «Моснаучфильм», в 1966–2004 «Центрнаучфильм»). По окончании вечерней школы поступил в класс гитары Музыкального училища Октябрьской революции. Проявил интерес и способности к музыкально-теоретическим дисциплинам и в 1949 г. по рекомендации И. В. Способина продолжил обучение на 2-м курсе теоретического отделения Музыкального училища при Московской консерватории (окончил в 1951). Здесь учился у Д. А. Блюма (сольфеджио), И. В. Способина (гармония), В. Н. Рукавишникова (полифония), В. С. Галацкой и П. С. Рыбаковой (музыкальная литература) и др. В 1956 г. окончил как теоретик Московскую консерваторию; в числе его педагогов: В. А. Цуккерман (дипломный класс), И. В. Способин, Ю. А. Фортунатов (инструментоведение), А. Ф. Гедике (органный класс). К периоду обучения относятся собственные опыты в композиции.

В 1956–2002 гг. преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории: классы музыкальной литературы и анализа музыкальных форм на исполнительских отделениях, полифонии (с 1963) и анализа музыкальных произведений (с 1980) на теоретическом отделении. Педагогическая работа В. П. Фраёнова всегда находилась в связи с исследовательской деятельностью: в течение всей жизни он изучал музыку разных эпох, научно-музыкальную литературу (составил собственную обширную библиотеку и фонотеку), находился в курсе новейших научных публикаций. Широко образованный человек, глубокий учёный, блестящий лектор, имел репутацию одного из ведущих музыкальных педагогов современности. Давал мастер-классы, читал лекции в музыкальных учебных заведениях Смоленска, Риги, Тбилиси, Ташкента, Фрунзе (ныне Бишкек), Полтавы и др.

Автор универсального учебника «Полифония» (1-е издание 1987), широко известного в России и за рубежом. Структуру учебника отличают ясность и концентрированность подачи материала (теоретическая часть; практические авторские упражнения в полифонии строгого стиля и фуге; историческая 3-я часть).

Другой научно-педагогический труд, учебник «Музыкальная форма» (не окончен, не опубликован), над которым В. П. Фраёнов работал в течение нескольких десятилетий, содержит ряд завершённых частей и разделов, посвящённых исследованию классико-романтических форм, а также планы и наброски отдельных глав. В своём подходе к музыкальной форме автор опирается на достижения европейской и русской научно-теоретических школ – теорию формы А. Б. Маркса, Л. Бусслера, некоторые идеи С. И. Танеева (в частности, теорию мотива), учебник музыкальной формы И. В. Способина, работы Ю. Н. Холопова, убедительно претворяя разрозненные теории в самостоятельную, подробную и основательную концепцию. В начальных (законченных) главах учебника формы находятся сведения о метрической основе форм инструментальной музыки, о способах сложения элементарных форм (предложение, период и их разновидности), по всей видимости впервые в истории музыкальной науки изложенные последовательно, определённо и логично.

Учебник формы, как и учебник полифонии, по мысли автора, имеет в первую очередь дидактическое назначение; автор руководствовался идеальной моделью самоучителя – книги, по которой можно освоить предмет без посредства преподавателя. Подобная задача определяет структуру и протяжённость разделов в книге, высокую степень подробности в изложении, большое количество нотных примеров. Детальное изучение частных принципов формосложения уравновешено обращением к вопросам более общего характера (понятиям склада, типа изложения, разграничения понятий музыкального материала и музыкальной темы и др.) вплоть до обобщений, выходящих за пределы собственно музыкознания в область эстетико-философскую (вступительная статья к учебнику музыкальной формы, посвящённая самому понятию формы в музыке и в искусстве вообще).

Лекции по музыкальной форме, прочитанные В. П. Фраёновым в 1999–2002 гг. (текст восстановлен по ученическим тетрадям), опубликованы в 2003 г.

Автор учебных программ по предметам «Полифония» (1987, 2001), «Анализ музыкальных произведений» (1982, 1987), программы-конспекта по предмету «Музыкальная литература народов СССР» (охватывает курсы русской и советской музыки; 1977).

Автор статей в «Музыкальной энциклопедии» («Пассакалья», «Подвижной контрапункт», «Полифонические вариации», «Свободный стиль», «Сложный контрапункт», «Строгий стиль», «Фактура», «Франк Сезар Огюст», «Фуга, «Фугато», «Фугетта», «Чакона» и др.; всего около 30), Музыкально-энциклопедическом словаре, «Большой Российской энциклопедии». Для неосуществлённого энциклопедического проекта «Русская Британника» в 1995 г. подготовил статьи о А. К. Глазунове и Р. М. Глиэре (опубликована в качестве приложения к статье О. В. Фраёновой в сборнике «Рейнгольд Глиэр – Борис Лятошинский», 2014. C. 189–192).

Сорокина Т. И.
Источник: Большая российская энциклопедия

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама