Piero Cappuccilli
Пьеро Каппуччилли (итал. Piero Cappuccilli; 9 ноября 1929, Триест — 11 июля 2005, там же) — итальянский оперный певец (баритон).
Пьеро Каппуччилли — «князь баритонов», как часто именовала его любящая на все и всех навешивать этикетки критика, родился в Триесте 9 ноября 1929-ого года, в семье морского офицера. Отец передал ему страсть к морю: впоследствии ставший знаменитым баритон с удовольствием говорил только о великих голосах прошлого да о любимой моторной лодке. Смолоду думал о карьере архитектора. К счастью для нас, отец не препятствовал возникшему позже желанию учиться пению.
Пьеро занимался под руководством Лучано Донаджо в родном городе. Дебютировал в двадцать восемь лет в Новом Театре в Милане, в партии Тонио в «Паяцах». Победил на престижных национальных конкурсах в Сполето и Верчелли — его карьера складывалась «как надо». Не замедлил себя ждать дебют в Ла Скала: в сезоне 1963-64-ого годов Каппуччилли выступил на сцене прославленного театра в роли графа ди Луна в вердиевском «Трубадуре». В 1969-ом покорил Америку на сцене Метрополитен Опера. Тридцать шесть лет, от миланского дебюта до трагического завершения карьеры на автостраде Милан-Венеция, были заполнены триумфами. В лице Каппуччилли вокальное искусство двадцатого века получило идеального исполнителя итальянской музыки века предшествующего — и прежде всего музыки Верди.
Незабываемый Набукко, Карл Пятый («Эрнани»), старый дож Фоскари («Двое Фоскари»), Макбет, Риголетто, Жермон, Симон Бокканегра, Родриго («Дон Карлос»), Дон Карлос («Сила судьбы»), Амонасро, Яго, Каппуччилли имел прежде всего отличный, великолепный голос. Это нынче рецензент часто отпускает вялые похвалы недурной внешности, актерской раскованности, чувству юмора, музыкальности подвизающихся на оперной сцене, а все потому, что у рецензируемого отсутствует самое главное — голос.
Не о Каппуччилли сказано: это был голос полный, мощный, красивой темной окраски, кристально чистый. Его дикция вошла в поговорку: сам певец говорил, что для него «петь — значит говорить пением». Кое-кто упрекал певца в недостатке интеллектуальности. Может быть, справедливее было бы говорить о стихийной силе, спонтанности его искусства. Каппуччилли не жалел себя, не экономил силы: каждый раз, выходя на сцену, он щедро одаривал публику красотой своего голоса и страстью, которую вкладывал в исполнение ролей. «У меня никогда не было страха перед сценой. Сцена доставляет мне удовольствие»,- говорил он.
Он был не только вердиевским баритоном. Отличный Эскамильо в «Кармен», Скарпиа в «Тоске», Тонио в «Паяцах», Эрнесто в «Пирате», Энрико в «Лючии ди Ламмермур», Де Сирье в «Федоре», Геллнер в «Валли», Барнаба в «Джоконде», Дон Жуан и Фигаро в операх Моцарта. Каппуччилли был любимым баритоном Клаудио Аббадо и Герберта фон Караяна. В Ла Скала на протяжении двадцати лет у него не было соперников.
Ходили слухи, что он пел двести спектаклей в год. Конечно, это преувеличение. Сам артист насчитывал не более восьмидесяти пяти-девяноста выступлений. Вокальная выносливость была его сильной стороной. До трагического происшествия он сохранял превосходную форму.
Поздним вечером 28 августа 1992-ого года, отпев в «Набукко», Каппуччилли ехал по автобану, направляясь в Монте-Карло. Цель поездки — очередная встреча с морем, которое у него, уроженца Триеста, было в крови. Хотел провести месяц в компании с любимой моторной лодкой. Но неподалеку от Бергамо машина певца перевернулась, и его выбросило из салона. Каппуччилли сильно ударился головой, но его жизни не угрожала опасность. Все были уверены, что он скоро поправится, но жизнь рассудила иначе. Певец долго оставался в полусознательном состоянии. Выздоровел он через год, но на сцену вернуться не смог. Звезда оперной сцены Пьеро Каппуччилли перестала сиять на оперном небосклоне за тринадцать лет до того, как он покинул этот мир. Певец Каппуччилли умер — родился преподаватель вокала.
Великий Пьеро! Нет тебе равных! Заканчивает карьеру Ренато Брузон (которому уже за семьдесят), все еще в блестящей форме Лео Нуччи — в шестьдесят семь лет. Похоже, что после того, как закончат петь эти двое, о том, каким должен быть баритон, останутся одни воспоминания.