Дмитрий Дмитриевич Благой

Дата рождения
13.04.1930
Дата смерти
13.06.1986
Профессия
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Благой / Dmitry Blagoy

Весной 1972 года на одной из афиш Московской филармонии значилось: "Играет и рассказывает Дмитрий Благой". Для юной аудитории пианист исполнял и комментировал "Детский альбом" Чайковского и "Альбом пьес для детей". Г. Свиридова. В дальнейшем оригинальное начинание получило свое развитие. В орбиту "бесед у рояля" вошло творчество многих авторов, в том числе советских композиторов Р. Щедрина, К. Хачатуряна и других. Так сложился 3-летний цикл утренников, в котором нашли органичное применение разные грани художественного облика Благого - пианиста и музыковеда, педагога и публициста. "Общение с аудиторией в двойном амплуа,- говорил Благой,- дает мне как музыканту и артисту очень многое. Синтетическая деятельность обогащает осмысление исполняемого, расковывает фантазию, воображение".

Для того, кто следил за творческой жизнью Благого, такое необычное начинание не было полной неожиданностью. Ведь еще на заре своей артистической деятельности он привлекал слушателей нестандартным подходом к составлению программ. Конечно, он исполнял и привычные сочинения концертного репертуара: Бетховена, Шуберта, Листа, Шумана, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева. Однако чуть ли не в первом самостоятельном клавирабенде он сыграл Третью сонату Д. Кабалевского, Балладу Н. Пейко, пьесы Г. Галынина. Премьеры или открытия редко звучащей музыки и в дальнейшем сопровождали выступления Благого. Особенный интерес вызвали тематические программы 70-х годов - "Русские вариации XVIII-XX веков" (произведения И. Хандошкина, А. Жилина, М. Глинки, А. Гурилева, А. Лядова, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Мясковского, наконец, Вариации на карело-финскую тему самого Благого), "Фортепианные миниатюры русских композиторов", где наряду с музыкой Рахманинова и Скрябина звучали пьесы Глинки, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, А. Рубинштейна, Лядова; монографический вечер был посвящен творчеству Чайковского.

Во всех этих многообразных программах выявлялись лучшие черты творческого облика музыканта. "Артистической индивидуальности пианиста,- подчеркивал в одной из рецензий П. Викторов,- особенно близок жанр фортепианной миниатюры. Обладая ярко выраженным лирическим дарованием, он умеет в краткие мгновения небольшой, непритязательной, на первый взгляд, пьесы не только передать богатство эмоционального содержания, но и раскрыть ее серьезный и глубокий смысл". Особо следует подчеркнуть заслуги Благого в ознакомлении широкой аудитории с юношескими сочинениями Рахманинова, что раздвинуло наши представления о творчестве выдающегося художника. Комментируя свою рахманиновскую программу 1978 года, пианист отмечал; "Показать рост дарования одного из величайших русских композиторов, сопоставить несколько еще неизвестных слушателям ранних его сочинений с теми, что уже давно получили призвание,- таков был мой замысел новой программы".

Таким образом. Благой вызвал к жизни значительный пласт отечественной фортепианной литературы. "Его исполнительская индивидуальность интересна, он обладает тонким музыкальным интеллектом,- писал в журнале „Советская музыка" Н. Фишман.- Пианист и композитор, он словно ведет слушателя по сочинению, помогая вслушиваться в звукосочетания, возникающие как бы непроизвольно, делясь эстетическим наслаждением, которое испытывает сам во время игры. В этом одна из причин его глубокого воздействия на аудиторию".

Пианист часто включал в программы и собственные сочинения. Среди его фортепианных опусов - Соната-сказка (1958), Вариации на русскую народную тему (1960), Блестящее каприччио (с оркестром. 1960), "Прелюдии" (1962), Альбом пьес (1969-1971), Четыре настроения (1971) и др. В концертах он нередко аккомпанировал певцам, исполняющим его романсы.

О многогранности кругозора и деятельности Благого позволяют судить и сухие, так сказать, анкетные данные. Окончив Московскую консерваторию по фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1954) и по композиции у Ю. А. Шапорина (1957), он до 1958 года совер шенствовался у Гольденвейзера в аспирантуре, а уже в 1959 году начал преподавать в консерватории (в 1968 году получил звание доцента). С 1957 года Благой активно выступал как музыкальный критик в журналах "Советская музыка" и "Музыкальная жизнь", в газете "Советская культура", публиковал статьи по вопросам исполнительства и педагогики в различных сборниках. Его перу принадлежит исследование "Этюды Скрябина" (М., 1963), под его редакцией вышла книга "А. Б. Гольденвейзер. 32 сонаты Бетховена" (М., 1966) и сборник "А. Б. Гольденвейзер" (М., 1969). В 1971 году Благой защитил диссертацию на звание кандидата искусствоведения.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама