Владимир Аркадьевич Канделаки

Vladimir Kandelaki

Дата рождения
29.03.1908
Дата смерти
11.03.1994
Профессия
Тип голоса
бас-баритон
Страна
СССР
Владимир Аркадьевич Канделаки / Vladimir Kandelaki

В 1928 году, окончив Тбилисскую консерваторию, Канделаки продолжил обучение в московском Центральном техникуме театрального искусства (ныне РАТИ-ГИТИС). Студентом второго курса будущий артист пришел на прослушивание к руководителю Музыкального театра Владимиру Немировичу-Данченко и стал его любимым учеником.

«Настоящий актер должен уметь играть и Шекспира, и водевиль», - говорили Станиславский и Немирович-Данченко. Владимир Канделаки - блестящий пример такого универсального мастерства. Он создал десятки ролей всевозможных амплуа - от опереточных комиков до устрашающей трагической фигуры старика Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой» Шостаковича, поставленной в 1934 году Немировичем-Данченко.

Канделаки виртуозно исполнял классику вроде партий Дона Альфонсо в «Так поступают все» Моцарта и был первым исполнителем главных ролей множества популярных опер советских композиторов: Сторожева («В бурю» Хренникова), Магара («Виринея» Слонимского), Сако («Кето и Котэ» Долидзе), Султанбека («Аршин мал алан» Гаджибекова).

В годы Великой Отечественной войны Канделаки выступал в составе фронтовых бригад Музыкального театра. Вместе с группой артистов он стал свидетелем первого победного салюта над освобожденным Орлом. В 1943 году началась режиссерская деятельность Канделаки, ставшего одним из ведущих музыкальных режиссеров страны. Первой его постановкой была «Перикола» в Академическом театре оперы и балета имени Палиашвили в Тбилиси.

Премьера комической оперы Долидзе «Кето и Котэ», поставленной Канделаки в Музыкальном театре в 1950 году, стала событием в театральной жизни Москвы. С 1954 по 1964 год он был главным режиссером Московского театра оперетты. Это была эпоха расцвета театра. Канделаки сотрудничал с Дунаевским и Милютиным, сумел привлечь в оперетту мастеров советской музыки - Шостаковича, Кабалевского, Хренникова, стал первым постановщиком оперетт «Москва, Черемушки», «Весна поет», «Сто чертей и одна девушка». Он с блеском выступал на сцене Московского театра оперетты в ролях Чезаре в «Поцелуе Чаниты» и профессора Куприянова в спектакле «Весна поет». А в своем родном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко великолепно поставил оперетты «Перикола», «Прекрасная Елена», «Донья Жуанита», «Цыганский барон», «Нищий студент».

Канделаки ставил в театрах Алма-Аты, Ташкента, Днепропетровска, Петрозаводска, Хабаровска, Харькова, Краснодара, Саранска. Он успешно работал и на эстраде. В 1933 году молодой артист с группой своих товарищей по Музыкальному театру организовал вокальный ансамбль - голосовой джаз, или «Джаз-гол».

Владимир Канделаки много снимался в кино. Среди фильмов с его участием - «Поколение победителей», где он сыграл большевика Нико, «Парень из нашего города» (танкист Вано Гулиашвили), «Ласточка» (подпольщик Якимиди). В фильме «26 бакинских комиссаров» он сыграл одну из центральных ролей - белого офицера Алания.

Во времена расцвета театрального творчества Канделаки в обиходе не было понятия "поп-звезда". Он был просто всенародно любимым артистом.

Ярослав Седов

реклама

вам может быть интересно

Ицхак Перлман Инструменталисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама