Roberto Benzi
Огромная мировая слава пришла к Роберто Бенци очень рано — куда раньше, чем к большинству его прославленных коллег. И принес ее кинематограф. В 1949 и 1952 году юный музыкант снялся в главных ролях двух музыкальных фильмов — «Прелюдия славы» и «Призыв судьбы», — после чего сразу стал кумиром десятков тысяч людей во всех уголках земного шара. Правда, к этому моменту он уже был известен, пользуясь репутацией вундеркинда. С четырех лет Роберто неплохо играл на рояле, а в десять впервые встал за пульт одного из лучших французских оркестров в Париже. Феноменальная одаренность мальчика, абсолютный слух, безупречная память, музыкальность обратили на себя внимание А. Клюйтенса, который дал ему уроки дирижерского мастерства. Ну, а после выхода на экран первого из фильмов филармонии Франции, а затем и других стран наперебой приглашают его на гастроли...
И все же в этой кинематографической славе были и отрицательные стороны. Став взрослым, Бенци пришлось словно оправдывать тот аванс, который он получил как вундеркинд-киноактер. Начался трудный этап становления артиста. Понимая сложность и ответственность своей задачи, артист много работал над совершенствованием мастерства, расширением репертуара. Попутно он окончил филологический факультет Парижского университета.
От молодого артиста постепенно перестали ждать сенсаций. И он оправдал возлагавшиеся на него надежды. Бенци по-прежнему покорял музыкальностью, художественной свободой, гибкостью, прекрасным умением слушать оркестр и извлекать из него максимум звуковых красок. Особенно силен артист в программной музыке, в таких произведениях, как «Пинии Рима» Респиги, «Море» и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Ученик чародея» Дюка, «Испанская рапсодия» Равеля, «Карнавал животных» Сен-Санса. Умение сделать зримым музыкальный образ, подчеркнуть характерное, открыть тонкие детали оркестровки в полной мере присуще дирижеру. Это проявляется и в его трактовке русской музыки, где Бенци также привлекают в первую очередь красочные звуковые картины — например, миниатюры Лядова или «Картинки с выставки» Мусоргского.
Он включает в свой репертуар симфонии Гайдна и Франка, «Художник Матис» Хиндемита. К числу несомненных удач Р. Бенци критика причисляет музыкальное руководство постановкой «Кармен» в парижском театре «Гранд-Опера» (1960).
"Современные дирижеры", М. 1969.