Белград музыкальный

Категории словаря

Белград (Београд) — столица Социалистической Федеративной Республики Югославии и Социалистической Республики Сербии. 1,2 млн. жит. (1972). Становление муз. жизни в Б. относится к сер. 18 в. Первые муз. организации Сербии возникли после. освобождения страны от тур. ига во 2-й пол. 19 в. В 1853 группой любителей музыки было основано Белградское хор. об-во под рук. М. Миловука. В 1864 при нём была создана первая в Б. муз. школа с классами скрипки и виолончели. Организация об-ва стимулировала создание многочисл. хоров. В 1881 осн. церк. певч. об-во «Корнелие» (с 1888 называлось «Станкович» по имени его руководителя К. Станковича), в 1884 — акад. певч. об-во (с 1887 об-во «Обилич»). С 1890 регулярно проводились «Обиличевы вечера», на к-рых звучали хор. музыка, песни в сопровождении нац. инструментов, произв. югосл. поэтов и писателей. В кон. 19 в. в Б. начинает формироваться муз. т-р. В т-ре «Народно позориште» с 1869 ставились комедии с пением. В 1882 состоялась премьера первой серб. оперетты «Колдунья» Д. Енко, в 1894 — комической оперы «В колодце» В. Блодека.

В нач. 20 в. муз. жизнь Б. начинает развиваться быстрее. В 1903 на сцене т-ра «Народно позориште» была пост. первая серб. опера «На заре» С. Бинички. В 1909 певец И. Савич организовал частную оперную труппу, репертуар к-рой состоял из неск. итал. опер и популярных муз. комедий; здесь были пост. также оперы «Князь Иван из Сомберии» И. Баича и «Мать» И. Урбана.

Продолжалась деятельность Белградского хор. об-ва, к-рое с 1887 возглавлял С. Мокраняц. Он же создал первый в Б. струнный квартет, а также организовал Союз хор. об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. В 1899 по инициативе С. Мокраняца, С. Бинички и Ц. Манойловича в Б. открылось первое постоянно действующее муз. учебное заведение — Сербская школа музыки (ныне Гос. средняя школа им. С. Мокраняца), в 1912 учреждена Ассоциация камерной музыки, проводившая регулярные камерные вечера.

Значит. подъём муз. культуры Б. наступает после образования единого югосл. гос-ва. В 1920 в «Народно позориште» была выделена самостоятельная оперная труппа. Под рук. Бинички и С. Христича труппа расширила репертуар, часть к-рого составляли произведения славянских композиторов и оперы югосл. авторов: Христича, П. Конёвича, К. Барановича, С. Настасиевича, Я. Готоваца, И. Зайца и др. В 1922 создана балетная труппа. Большой вклад в развитие т-ра внёс дирижёр Л. Матачич, руководивший оперой в 30-е гг. Были организованы опереточные труппы, ставившие гл. обр. классич. венские оперетты, а также сочинения Енко, А. Пордеса, И. Тиярдовича.

В 20-х гг. в Б. возникают постоянные проф. конц. организации. В 1923 создаётся Белградское филармонич. об-во, основу к-рого составлял первый в Б. проф. симф. оркестр. Позднее начинают работать постоянно действующие камерные ансамбли — Белградский фортепианный квартет и Белградское трио, камерный оркестр «Коллегиум музикум» при ун-те под рук. М. Милоевича.

В 1937 Белградская муз. школа была преобразована в Музыкальную академию, при к-рой работала и средняя муз. школа. В годы фашистской оккупации муз. жизнь Б. по существу прекратилась, мн. коллективы распались, музыканты стали участниками освободит. борьбы. Здание оперного т-ра было повреждено бомбардировкой и пожаром.

После освобождения Б. от фашистской оккупации (1944) муз. жизнь столицы начала развиваться с большой интенсивностью. Уже в 1945 возобновились спектакли оперной труппы т-ра «Народно позориште», к-рым (с небольшим перерывом до 1963) руководил О. Данон. Создана новая труппа, в к-рую вошли лучшие серб. певцы. Основу репертуара т-ра составили произв. югосл. композиторов, классич. рус. и итал. оперы. Среди солистов т-ра М. Чангалович, А. Маринкович, М. Бугаринович, З. Джюнгенац, З. Зикова, Н. Цвеич, В. Хейбал, Р. Бакочевис, С. Стоянович, П. Милошевич, В. Бабич.

К 60-м гг. конц. жизнь достигла высокого уровня. Продолжает свою деятельность оркестр филармонии, возглавляемый дирижёрами К. Барановичем, Л. Якичем, Ж. Здравковичем. В 1967 открыт конц. зал филармонии, работают коллективы радио — Симф. оркестр, камерный оркестр, смешанный хор, струн. квартет (выступают также в открытых концертах). Большую муз.-просветительскую работу ведут коллективы Дома Югославской Нар. армии — академич. хор (осн. в 1945) и симф. оркестр (осн. в 1947). В Б. работают также: хор «Белградские мадригалисты», камерно-инстр. ансамбли, ансамбль нар. танца «Коло», любительские коллективы. Помимо Музыкальной академии, с 1957 в составе серб. Академии иск-в работает Музыковедч. ин-т Сербской АН. Созданы Союз композиторов Югославии и др. объединения профессиональных музыкантов.

Литература: Pеjevic R., Les centres musicaux, «Zvuk», Beograd, 1967, No 77–78, p. 121.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Югославская музыка
Югославский балет

реклама

вам может быть интересно

Ашуг Национальные культуры
Бемоль Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Кварта Теория музыки
Контральто Опера, вокал, пение
Еврейская музыка Национальные культуры
Органум Термины и понятия
Sforzando, сфорцандо Термины и понятия
Бандуррия Национальные культуры
Мехико музыкальный Национальные культуры
Придворный музыкант Термины и понятия
Консерватория Термины и понятия
Осло музыкальный Национальные культуры

Реклама