Армянская музыка
Древняя и средневековая армянская музыка (народная и профессиональная) монодического склада, гл. обр. одноголосна, но с элементами многоголосия (тянущийся тон, простые виды антифонного пения). Арм. монодия обладает обширной системой диатонич. ладов (лады неоктавные, с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, применением разл. альтераций) и богатейшей ритмикой (распространены всевозможные смешанные метры). Все её формы, от простых крестьянских песен до тагов, шараканов или гусанских мелодий, основаны на широком использовании разл. приёмов мотивно-тематич. развития. Арм. монодия интонационно уравновешана, отличается внешней сдержанностью выражения.
История арм. монодич. музыки насчитывает свыше трёх тысячелетий. Образование её основ происходило параллельно с формированием нац. языка (с 12 в. до н. э.). А. м., скрещиваясь с культурами нек-рых древних народов Передней и Малой Азии (хеттской, ассирийско-арамейской) и ассимилируя передовую для своего времени культуру Урарту, развивала свои самобытные черты. В период становления единоязычного рабовладельческого гос-ва (3 в. до н. э.) сложился монодич., одноголосный склад, образовалась система осн. выразит. средств А. м., определились первоначальные её ветви: крестьянская, гусанская и культовая (языческая). Сведения о языческих обрядах, об иск-ве древних гохтанских певцов, гусанов, випасанов (сказителей) приведены в трудах Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда (5 в.). Следы древнейших гусанских песен сохранились в эпосе и в мифологич. песнях об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам (Семирамида), богине Деркето (матери Семирамиды, прозванной в народе Дерико) и пр. Вслед за принятием христианства (301) закладываются основы музыки христианской церкви.
Эпоха раннего феодализма (5–7 вв.) вызвала к жизни новые, более сложные формы нар. музыки, обновила её тематику, расширила круг интонаций. Несмотря на гонения церкви, интенсивно развивается иск-во гусанов. А. м. достигает значит. успехов в эпоху развитого феодализма (10–13 вв.) после изгнания завоевателей и восстановления политич. независимости страны. В эпосе «Сасунци Давид» (складывался в 9–10 вв. под влиянием нар. освободит. движений) и в иск-ве тагов отражаются гуманистич. идеи арм. Возрождения. Той же идейной направленностью характеризуется и крестьянская песня. В эпоху позднего феодализма, после захвата Армении Турцией и Ираном (16 в.) в нар. творчестве превалируют песни скорби, усиливаются социальные мотивы.
Коренная, основополагающая ветвь А. м. — крестьянская песня, включает в себя многообразные жанры. Большое место занимают трудовые песни, а среди них — земледельческие: песни пахоты, молотьбы, аробные и пр., с импровизированными текстами и напевами. Мелодии оровелов развёрнуты, речитативны, эпичны, песни молотьбы и аробные кантиленны, лиричны. Льющиеся напевные мелодии песен прополки отличаются смешанным метром, в песнях домашнего труда также ясно сказывается связанность с ритмом работы.
Армянская народная любовная песня «Гаруна» («Весна»).
Разнообразны по содержанию и выразительным средствам любовные песни. В них широко применён приём варьированного развития напева, наиболее развёрнутые образцы приближаются к романсу. В поэтич. текстах любовных песен зачастую фигурируют образы природы. Имеются лирич. песни, специально посв. природе. Эпич. песни, как правило, развёрнуто-речитативны, многокуплетны, с напевным рефреном. Они во многом соприкасаются с древнегусанскими. Историч. песни повествуют о событиях прошлых столетий.
«Антуни» (песня пандухта).
Песни о тяжёлой жизни трудового крестьянина близки по духу жанру песен пандухтов (скитальцев, уходивших в далёкие края на поиски заработка). Из обрядовых сохранились песни девичьего гадания — разнохарактерные сольные куплеты с хоровым рефреном; свадебные, составляющие цикл из многих песен (по Комитасу — ок. 100); вохбы — причитания импровизационного склада. Мелодич. богатством отличаются и др. бытовые песни. значит. место в крестьянском муз. фольклоре занимают песнепляски, разнообразные по метру и ритму, соотношениям куплета и хор. припева (иногда за каждой строфой куплета следует четверостишие рефрена, причём рефрен покуплетно варьируется), по характеру движений и эмоц. строю. Инстр. музыка крестьян представлена медленными песенными мелодиями с рефреном танц. характера, исполняемыми на двух дудуках (дух. инструмент), развёрнутыми импровизациями пасторального либо эпико-повествовательного характера, исполняемыми на блуле (род продольной флейты), иногда на тутаке (свистковая флейта), а также обрядовыми развёрнутыми пьесами, исполняемыми на 2 или 3 зурнах (дух. инструмент резкого тембра) или паракапзуке (волынка).
Городская нар. песня и инстр. музыка также обладают древними традициями; образцы этой средневековой, некогда высокоразвитой музыки (по сведениям летописцев) дошли до наст. времени лишь в виде отрывков. Совр. гор. пар. музыка ассимилировала, помимо крестьянской песни и музыки ср.-век. города, также элементы вост. и зап. культур. Мелодика арм. гор. песни имеет черты сходства с крестьянской песней, но ей присуща более открытая эмоциональность. Широко представлен любовно-лирич. жанр (часто в развёрнутых песнях типа романса или в объединениях 2 песен — медленной и быстрой). Имеются также бытовые, сатирич., шуточные, застольные, студенческие песни, песнепляски (исполняющиеся при сольном танце) и пр. Много гор. песен, ставших народными, создано на слова известных поэтов (А. Исаакяна, О. Ованисяна, О. Туманяна, Р. Патканяна, Г. Агаяна, С. Шахазиза, М. Пешикташляна, Г. Алишана и др.).
Песни нац.-патриотические начиная с 60-х гг. 19 в. сыграли значит. роль в становлении нац. самосознания. Городская нар. инстр. музыка, помимо сопровождения вок. номеров и разнохарактерных танцев, включала в себя самостоятельные развёрнутые импровизационные пьесы медленного движения (обычно с лирич. танц. рефренами) или попурри из неск. разнохарактерных пьес, исполняемых соло либо ансамблем. Ансамблевое исполнение в основном унисонное, но в результате импровизированного варьирования в нём возникают элементы своеобразной гетерофонии. Широко применяется выдержанный тон. В составе инстр. ансамблей: струнные — каманча, каман (смычковые), уд, тар (медиаторные), канон (щипковый), сантур (молотковый) и др.; духовые — дудук, зурна, шви, паракапзук; ударные — доол (двусторонний барабан), дапп, или кавал (односторонний открытый барабан), нагара и др. Среди древних инструментов: бамбир, пандир, вин, джутак (один из прототипов скрипки), кнар, джнар, тавих (струнные); сринг, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, авагпог (духовые); тмбук, цнцга (ударные); кшоц (шумовой) и пр. Некоторые перестали существовать, другие модифицировались.
Музыка гусанов преемственно связана с крестьянским фольклором, но имеет самостоят. стиль. Она создавалась и исполнялась по определённым канонам, передававшимся из поколения в поколение, что придало этому иск-ву черты профессионализма. В древности гусаны делились на сочинителей, сказителей, музыкантов, танцоров, актёров и пр. Излюбленной формой стихосложения арм. гусанов средних веков был айрен — двойные, семи- и восьмистопные двустишия с динамическим смещением акцентируемых слогов. Эти разнохарактерные стихи (айрены веселья, свадебные, любовные, колыбельные, плача и др.), как правило, пелись. Мн. айрены (так называлась песня вообще) сохранились среди песен Акна (область и город в Зап. Армении, славившиеся традициями ср.-век. гусанского иск-ва). Их напевы обильно орнаментированы, иногда виртуозны.
С кон. 17 в. интенсивно развивается арм. ашугское иск-во. Ашуги создавали для своих стихов оригинальные напевы, усвоив эту традицию от ср.-век. тагасацев (создателей тагов). Записывался только текст, сопровождавшийся словесными комментариями относительно характера мелодии. Напевы ашугов передавались изустно и лишь со 2-й пол. 19 в. были записаны нотами. Поэтич. тексты посвящены различным темам и сюжетам: любовно-лирич., социально-гражданским, дидактич., сатирич. и др. Творчество ашугов индивидуально, у каждого из них наблюдается преобладание того или др. интонационного источника, вместе с тем иск-ву ашугов присущи и общие черты. Мелодии их песен более открыто эмоциональны, чем крестьянские и гор. нар. мелодии, более гибки по ритму и развёрнуты по форме. Арм. ашуги применяли разл. муз. инструменты, среди к-рых саз, чонгур (струнно-щипковые). Среди выдающихся арм. ашугов 17–18 вв. — Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир (он же автор тагов), Саят-Нова (Арутюн Саядян); 19–20 вв. — Ширин (Ованес Карапетян), Дживани (Сероб Бенкоян-Левонян), Шерам (Григор Талян) и др.
Арм. проф. муз. иск-во в эпоху средневековья находилось в ведении церкви, однако испытывало сильное влияние нар. творчества. После изобретения новой письменности (конец 4 — нач. 5 вв.) одноврем. с обучением грамоте в вардапетаранах (школах при монастырях) преподавалась теория музыки, сочинение, пение. Среди учителей музыки и создателей духовных песен в 4–7 вв.: Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоан Мандакуни, Комитас и др. Первоначальные простейшие формы проф. монодической музыки — мелодии псалмов, унаследовавшие муз. традиции языч. культа, и развившиеся из них кцурды, названные в дальнейшем (в более развитом виде)шараканами. Духовная арм. музыка заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые шараканы отмечены лаконичностью формы, ясностью содержания, их тексты и мелодии просты, малообъёмны. В отличие от псалмов, где главенствует речитатив, их осн. качество — напевность. Со временем создаются шараканы со сложными концепциями, с развитой ладово-интонац. основой, сложной ритмикой (встречается свободно-импровизац. ритм). (Их разновидности — стеги — многотемные шараканы с многочисл. ладо-тональными и гласовыми отклонениями.) Появляются песнопения патарага, песни гандзы, аветисы и др. виды проф. духовной монодической музыки, каждый из к-рых по поэтич. тексту и музыке имеет свои жанровые признаки.
В 5 в. была произведена систематизация гласов, в 7 в. Барсег Чон составил первый сб. тараканов («Чонынтир шаракноц»), в 8 в. Степанос Сюнеци произвёл 2-ю систематизацию гласов, ввёл в церк. музыку канон. В 8–9 вв. изобретаются системы экфонетической и муз. нотописи — хазы. Теоретики Давид Непобедимый (5 в.), Давид Керакан (6 в.), Степанос Сюнеци и др. освещают кардинальные вопросы муз. эстетики, разрабатывают учение о звуке, о гармонии и др. В 10 в. появляется новая ветвь проф. монодич. музыки — таги (крупные, духовные и светские вок. пьесы лирич.-созерцательного, эпич. или драматич. характера). Истоки тагов — в крестьянском и гусанском творчестве. Мелодии тагов сравнительно сложны, часто конц. характера, большое значение приобрёл в них принцип свободного мелодич. развития. Среди авторов тагов — поэты средневековья Григор Нарекаци (10 в.), Хачатур Таронаци (12 в.) и др. Во 2-й пол. 11 в. возникает усовершенствованная система муз. нотописи «хазы манрусума», к-рая позволяла точно фиксировать мелодию. К этому же времени относятся собрания песен — книги манрусума («хазгирк» — книга хазов), являющиеся также своеобразными учебными пособиями. Писатель и музыкант Нерсес Шнорали (12 в.), автор мн. тагов, песен, шараканов, светских лит. произв., завершает создание шаракноца и патарага (литургия). Муз.-эстетическая мысль получает развитие в трудах Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, 11–12 вв.), Ованеса Ерзнкаци (13 в.) и др. С 14 в. шараканы и др. духовные произведения оттесняются светскими тагами. Среди создателей этого жанра — Петрос Капанци (17–18 вв.) и Багдасар Дпир. В 18 в. иск-во тагов растворяется в ашугском творчестве.
В нач. 19 в. композитор и теоретик музыки А. Лимонджян вводит в практику новую армянскую нотопись, с помощью к-рой были записаны произв. духовной музыки и муз. фольклора. Начавшаяся со 2-й пол. 19 в. под влиянием освободительных идей России нац. и социальная борьба в Армении вызвала подъём обществ. мысли, развитие новой нац. лит-ры, т-ра и музыки. Возрождается арм. муз.-обществ. жизнь также в крупных центрах Закавказья и Турции, где проживало много армян. Создаются арм. муз. об-ва, ведущие муз.-просветительскую работу. Распространяются рукописные, а также печатные песенники (один из первых — «Национальный песенник армян» Р. Патканяна, 1856, Петербург), появляются учебники по муз. грамоте и теории музыки Н. Ташчяна (1878), Венецианских мхитаристов (1882) и др. Возникает муз. периодика: «Кнар аревелян» («Восточная лира») А. Ованесяна и Г. Ераняна (с 1857), «Кнар айкакан» («Армянская лира») Ераняна и Ташчяна, затем — с участием Т. Чухаджяна (с 1861), «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тнтесяна (с 1879, все — в Константинополе). Статьи по вопросам музыки печатаются в крупнейших армянских периодич. изданиях различных городов (Эчмиадзин, Тбилиси, Баку, Венеция, Вена. Париж и др.). значит. роль в развитии арм. муз. культуры сыграли московский Лазаревский институт (1815), школа Нерсесян (1824, Тбилиси), Геворкская семинария (1874, Эчмиадзин). Многие армяне получили образование в муз. уч-ще при отделении Русского муз. об-ва в Тбилиси (1878). Налаживается конц. жизнь. Наряду с активизацией нар. исполнителей (объединения ашугов, исполнителей на дудуке, таре, каманче, народных певцов и пр.) появляются первые музыканты, окончившие русские и зарубежные консерватории, создаются различные инструментальные ансамбли и небольшие симф. оркестры (оркестр при об-ве «Кнар айкакан», оркестр Синаняна — 1888). Развиваются жанры сольной, хоровой песни, романса в творчестве Н. Ташчяна, Г. Ераняна, Е. Тнтесяна, Т. Чухаджяна, Г. О. Корганова, инстр. музыки (Корганов, Чухаджян). Песни патриотич. содержания широко использовались в драматич. т-ре (в 1863 в Тбилиси изданы песни Г. Абовяна). С середины 19 в. арм. музыка входит в тесное соприкосновение с прогрессивной рус. муз. культурой и начинает развиваться под воздействием её реалистич. и демократич. традиций, при непосредственной помощи мастеров рус. муз. иск-ва.
В 1868 была написана первая арм. опера «Аршак II» Чухаджяна (пост. целиком в 1945, Ереван) на историко-патриотич. сюжет, затем его же оперы «Земире» и «Индиана» и 5 оперетт, в т. ч. популярная «Леблебиджи» (с 1878 оперетты ставил С. Бенклян — организатор первой на Бл. Востоке постоянно действующей профессиональной опереточной труппы). Реакционный режим турецкого султана Абдул-Хамида II приостановил рост проф. музыки в Зап. Армении (начавшийся в 60-х гг.).
В Вост. Армении с 80-х гг. 19 в. происходит интенсивное собирание и обр. нар. песен (X. Кара-Мурза, М. Г. Екмалян и H. P. Тигранян). Организуются нар. хоры (Кара-Мурза), распространяющие в арм. быту многоголосье. Классич. образцы арм. вок. музыки на основе разработки нар. материала создаёт Комитас. В его творчестве, на уровне совр. ему композиторской техники, разрешается принципиально важная задача создания нац.-самобытного муз. стиля; результаты его многосторонней (муз.-этнографич., научной, творческой и исполнительской) деятельности определяют пути дальнейшего развития всей арм. музыки. Произв. А. А. Спендиарова закладывают основу нац. классической симф. и вок.-симф. музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.). В области романса плодотворно работал Р. О. Меликян («Осенние строки» и др.). Новое стилистич. направление в арм. муз. т-ре открыла опера А. Т. Тиграняна «Ануш» (либретто автора по поэме О. Туманяна, пост. 1912), основанная на нар. муз. языке. Тогда же А. М. Манукян создал первые арм. детские оперы «Конец зла» (1912, по О. Туманяну) и др. В предреволюц. период начали творческую деятельность и др. арм. композиторы: Сюни (Г. О. Мирзоян), A. С. Маилян, С. В. Бархударян, А. Г. Тер-Гевондян, Е. Багдасарян, Д. А. Казарян, М. Мирзаян. Арм. музыковедение этого времени связано гл. обр. с теоретич. осмыслением нар. и ср.-век. проф. музыки, её нац. традиций, самобытности (Комитас, В. Д. Корганов, Е. Тнтесян и др.). В области собирания нар. музыки работал также С. А. Меликян — один из организаторов тбилисского Арм. муз. об-ва (1912).
Арм. иск-во до Великой Окт. социалистич. революции представляли: певцы — семья Корганянов (Коргановых) — Ованес (Иван), Константин (псевдоним — Терский), Нунэ (псевдоним — Нина Дариали), Егине (Елена Терян-Корганова), Мария (Мария Светаде); Н. А. Папаян, М. А. Бабаян, А. С. Шахмурадян, Т. О. Налбандян, Б. Амирджан; скрипачи — Д. Г. Давтян, И. Р. Налбандян; пианисты — К. Микули, С. Элмасян, сёстры Адамян; дирижёр А. Асланов и др.
Нач. 20 в., явившееся плодотворным периодом в развитии нац. композиторской школы в Вост. Армении, оказалось малоплодотворным для музыки Зап. Армении в результате систематич. погромов армян тур. властями. Армяне-беженцы, вынужденно поселившись в разных странах мира, развивали там свою нац. культуру. Среди зарубежных арм. музыкантов: композиторы — Б. Каначян, О. Берберян, В. Срвандзтян, B. Саргсян, А. Берберян, Г. Алемшах, Г. Газаросян, А. Ованес, Р. Ярдмян; фольклористы — М. Тумаджян, А. Месуменц; дирижёр Г. Ягджян; скрипачи — В. Козикян, М. Парикян; виолончелист Д. Алексанян; пианист Р. Петросян; арфистка Ш. Милтонян; певцы — К. Зобян, Д. Ованесян, Ш. Азнавур, Ж. Сергоян, Л. Дурян, А. Токатян, Л. Амара, Л. Чугасзян, Л. Позапалян и др.
Свободное развитие нац. муз. культуры началось лишь после установления в Армении Сов. власти (1920). В 1921 по инициативе Р. О. Меликяна в Ереване открылась муз. студия, преобразованная в 1923 в консерваторию; помимо подготовки муз. кадров, она сыграла большую роль в муз. просвещении. В 1924 создаётся муз. уч-ще в Ленинакане. С 1924 организуются концерты симф. оркестра консерватории (дирижёры А. А. Адамян, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. А. Спендиаров), в Ленинакане группа артистов с участием А. Ш. Мелик-Пашаева, певицы А. Б. Даниэлян и певца Ш. М. Тальяна поставила ряд рус. и западноевроп. опер и оперетт. В 1925 создан квартет студентов-армян Моск. консерватории (в дальнейшем квартет им. Комитаса). В развитии сов. арм. музыки важную роль сыграли армянский муз. коллектив при Доме культуры Сов. Армении в Москве (в его работе участвовали К. С. Сараджев, М. Г. Агаян, Г. Е. Будагян, А. И. Хачатурян, М. С. Мазманян, А. Б. Тоникян и др.), муз. секции Домов арм. иск-ва в Тбилиси (P. O. Меликян, A. Т. Тигранян, В. Г. Тальян, К. О. Закарян, B. А. Умр-Шат) и Баку (А. С. Маилян). С 1927 при консерватории работает оперный класс (с 1930 — оперная студия). В 30-е гг. в республике открылся ряд новых муз.-уч. заведений, в 1932 создана Армянская филармония в Ереване, а в 1933 — Армянский т-р оперы и балета (с 1938 — им. А. А. Спендиарова). В 1932 организован Союз композиторов Армянской ССР.
Активно развивается и муз. творчество. В 20-х гг. сов. тема воплощается в массовых песнях Р. О. Меликяна, А. Г. Тер-Гевондяна, М. О. Мирзаяна, К. О. Закаряна, Д. А. Казаряна и др. A. A. Спендиаров создаёт «Эреванские этюды» для симф. оркестра и оперу «Алмаст» (пост. 1930, Большой т-р, Москва) — произв., ставшие арм. муз. классикой. Тогда же были созданы: опера «Седа», симф. поэма «Ахтамар» (по легенде О. Туманяна) А. Г. Тер-Гевондяна, соната, пассакалия и фуга для органа X. С. Кушнарёва, вок. циклы Р. О. Меликяна («Змрухты» и «Зар-вар») — одна из вершин арм. вок. лирики.
В 30-е гг. в арм. музыку интенсивнее проникает социалистич. содержание, появляются новые жанры. На арену вступает новое поколение композиторов, среди к-рых особое место занимает А. И. Хачатурян. Его 1-я симфония (1934), концерт для фп. с оркестром (1936), симф. поэма с хором (1938), балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940) явились выдающимися произв. сов. музыки и первыми в арм. музыке высокопроф. образцами этих жанров. Тогда же создал свои первые оперы А. Л. Степанян — сатирическую «Храбрый Назар» (пост. 1935), эпическую «Сасунци Давид» (соч. 1936), историко-революционную «На рассвете» (пост. 1938). Оперы создают также А. С. Маилян («Сафа»), А. С. Айвазян («Тапарникос»), К. О. Закарян, Л. А. Ходжа-Эйнатов, С. А. Баласанян; балеты — А. Г. Тер-Гевондян («Невеста огня», «Анаит»), С. В. Бархударян («Наринэ») и др.
В жанре камерно-инстр. музыки создаются произв. для разл. инструментов: пьесы для скрипки, фп. A. И. Хачатуряна, квартеты А. Л. Степаняна, соната для влч.-соло X. С. Кушнарёва и др. Новое развитие получает романс, для к-рого большое значение имела поэзия А. С. Исаакяна. Продолжает развиваться массовая песня. Завоёвывают популярность песни М. О. Мирзаяна, К. О. Закаряна, М. С. Мазманяна, B. Г. Тальяна и др., хоровые обработки нар. песен А. К. Кочаряна и др. Достижения арм. сов. муз. творчества и исполнительской культуры демонстрировались во время первой Декады арм. иск-ва в Москве (1939).
Великая Отечеств. война 1941–45 усилила гражданские, героико-трагедийные мотивы в арм. музыке. Непосредственным откликом на события войны становится песня, воспевающая героизм сов. народа, — массовые и эстрадные песни и марши А. И. Хачатуряна, Г. Е. Егиазаряна, М. О. Мирзаяна, А. С. Айвазяна, A. А. Мерангуляна, Е. И. Сагаруни, К. О. Закаряна и др. Тема Родины воплощается и в симф. творчестве. В эти годы создаются 2-я симфония А. И. Хачатуряна, 1-я симфония А. Л. Степаняна, поэма «Армения» Г. Е. Егиазаряна, произв. Т. Г. Тер-Мартиросяна, М. С. Мазманяна и др., оперы — «Давид-бек» А. Т. Тиграняна (закончена в 1950), «Намус» Л. А. Ходжа-Эйнатова, балет «Гаянэ» А. И. Хачатуряна и др.
Среди композиторов, выдвинувшихся в 50-60-е гг., — А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. М. Мирзоян, Э. С. Оганесян и др. Одной из центр. тем становится борьба за мир. Происходит дальнейшее обогащение жанров и форм, обновление муз. языка. Возникает более творческое отношение к фольклору, используются ещё почти не тронутые интонации старинной арм. музыки. Шире используются выразит. средства совр. мировой музыки. Создаются оперы на совр. сюжеты — «Героиня» Степаняна (пост. 1950), «Арцваберд» Бабаева (пост. 1957); на темы из истории арм. народа — «Нунэ» Степаняна (соч. 1947), «Агаси» Закаряна (соч. 1954), «Хачатур Абовян» Арменяна (пост. 1960). Крупным событием муз. жизни становится пост. балета «Спартак» Хачатуряна (1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Среди др. балетов — «Севан» Егиазаряна (пост. 1956), «Вечный идол» Оганесяна (пост. 1966). Продолжают интенсивно развиваться жанры оперетты и муз. комедии (А. С. Айвазян, В. А. Тигранян, B. А. Котоян, С. X. Джербашян, А. П. Долуханян). В вок.-симф. жанре популярность завоёвывают «Кантата о Родине» (1948), «Сказание об армянском народе» (1961) Арутюняна. Большие успехи достигнуты в симф. и камерном жанрах — «Праздничная увертюра» А. Г. Арутюняна, симф. картина «К восходу солнца» Егиазаряна, концерт для трубы с оркестром А. Г. Арутюняна, «Героическая баллада» для фп. с орк. Бабаджаняна, «Симфонические танцы» и «Вечное движение» для скрипки с оркестром Мирзояна. Симфонии создали А. Л. Стенании, Л. А. Ходжа-Эйнатов, А. Г. Арутюнян, Д. Г. Тер-Татевосян, Э. С. Оганесян, Г. Е. Егиазарян, Э. М. Мирзоян, К. А. Орбелян, А. В. Аджемян и др. В жанре камерной инстр. музыки успешно работают Э. М. Мирзоян (квартет, соната для влч. и фп.), Э. С. Оганесян (квартеты, квинтет), А. А. Бабаджанян (фп. трио, соната для скрипки и фп.), Д. Г. Тер-Татевосян, Л. М. Сарьян, Г. М. Ахинян, Э. О. Багдасарян, Э. Д. Абрамян, Г. М. Чеботарян, Л. А. Аствацатурян, А. Г. Худоян; в жанре романса — Г. О. Чтчян. В области песни ярко выступил А. М. Сатян — автор разнохарактерных циклов для хора, солистов и оркестра («Песня Араратской долины» и др.). Широкий размах принимает создание массовых и эстрадных песен (А. С. Айвазян, А. П. Долуханян, А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. О. Багдасарян, А. В. Аджемян, К. А. Орбелян, X. М. Аветисян и др.). Музыку для детей создают С. В. Самвелян, Ю. А. Геворкян и др.
Значительны достижения арм. композиторов в конце 60 — нач. 70-х годов. Они отражены в операх — «Саят-Нова» А. Г. Арутюняна, «Крушение» Арменяна, «Огненное кольцо» Тертеряна, «Сказка для взрослых» Э. Е. Арутюняна; в балетах — «Алтуни» Оганесяна, «Бессмертие» Орбеляна, «Прометей» Аристакесяна. Созданы крупные симф. (Э. С. Оганесян, Г. М. Ахинян, А. Р. Тертерян, Э. А. Аристакесян, Э. Е. Арутюнян) и камерные произв. (Э. М. Мирзоян, Л. М. Сарьян, Г. Г. Овунц, Т. Е. Мансурян, А. В. Аджемян).
Достижения арм. сов. музыки были продемонстрированы на второй Декаде арм. иск-ва и лит-ры в Москве (1956), на фестивалях «Закавказской весны», на декадах в сов. республиках и социалистич. странах. Мн. произв. композиторов Сов. Армении отмечены Гос. пр. СССР и Гос. пр. Арм. ССР.
Арм. сов. музыковедение разрабатывает проблемы истории и теории пар. и проф. музыки, вопросы эстетики. Выявлены и восстановлены мн. муз. произв. классиков нац. иск-ва. Завершается издание полного собр. соч. А. А. Спендиарова (ред. Г. Е. Будагян), печатаются собр. соч. Комитаса и М. Г. Екмаляна (ред. Р. А. Атаян), учебники на арм. яз. и др. Среди арм. сов. музыковедов: С. А. Меликян, А. А. Адамян, М. Г. Агаян, X. С. Кушнарёв, К. Е. Мелик-Вртанесян, А. И. Шавердян, А. К. Кочарян, Г. Г. Тигранов, Г. С. Гаспарян, М. О. Мурадян, С. В. Коптев, А. Г. Татевосян, Р. А. Атаян, А. А. Барсамян, Ц. Г. Брутян, М. Г. Арутюнян, М. А. Брутян, Н. К. Тагмизян, Г. Ш. Геодакян и др.
Исполнительское иск-во Армении представляют певицы: нар. арт. СССР А. Б. Даниэлян, Т. Т. Сазандарян, Г. М. Гаспарян, нар. арт. РСФСР и Арм. ССР З. А. Долуханова; певцы — нар. арт. СССР П. Г. Лисициан, Н. М. Ованесян, нар. арт. Арм. ССР Ш. М. Талян, А. Е. Тер-Абрамян, А. М. Айдинян; дирижёры — нар. арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, М. А. Тавризян, нар. арт. Арм. ССР Г. Е. Будагян, С. Г. Чарекян, Р. Г. Степанян, О. X. Дурян; хоровые дирижёры — засл. деят. иск-в Арм. ССР С. А. Меликян, нар. арт. СССР Т. Т. Алтунян, нар. арт. Арм. ССР А. А. Тер-Ованисян, О. А. Чекиджян; скрипачи — нар. арт. Арм. ССР А. К. Габриэлян, засл. арт. Арм. ССР А. М. Цицикян; Ж. Е. Тер-Мергерян, Р. М. Агаронян; пианисты — Ю. С. Айрапетян, С. В. Навасардян; виолончелисты — М. В. Абрамян и др. Среди выдающихся сов. гусанов — Аваси (Арменак Маркосян), Шаэн, Ашот. В Ереване работают: Гос. акад. т-р оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1933), Т-р муз. комедии им. A. Пароняна (1942). В составе Армянской филармонии (1932): симфонический оркестр, камерный оркестр, хор. капелла, квартет им. Комитаса (1925), Ансамбль нар. песни и пляски, Ансамбль нар. танца, Гос. эстрадный оркестр (1938). На радио и телевидении — симф. оркестр (1966), ансамбль нар. инструментов (1926); при Хор. об-ве — Хор. капелла (1966). В Армении имеются: Консерватория им. Комитаса (Ереван), 5 муз. уч-щ (Ереван, Ленинакан, Кировакан, Кафан), Средняя спец. муз. школа (Ереван), 65 муз. школ. При Ин-те иск-в АН Арм. ССР организованы отделы музыки и нар. муз. творчества.
Литература: Корганов В. Д., Кавказская музыка. Сб. ст., 2, Тифлис, 1908; Гумреци H. P., Тигранов и музыка Востока. С предисловием акад. Н. Я. Марра и А. А. Спендиарова, Л., 1927 (с нотограф.); Музыка Советской Армении за годы Великой Отечественной войны, Ер., 1944; Шавердян A., Проблемы советской арм. муз. культуры, в кн.: Советская музыка. Второй сб. ст., М., 1944, с. 55–72; его же, Комитас и армянская муз. культура, Ер., 1956; его же, Музыка Советской Армении. Сб. ст., М., 1960; Абегян М., Армянская духовная песня, в кн.: История древнеармянской лит-ры, т. 1, Ер., 1948, с. 408–36; Тигранов Г., Армянский муз. театр, т. 1, 2, Ер., 1956, 1960; Арутюнян М. Г., Армянская ССР, М., 1957 (серия «Муз. культура СССР»); Асафьев Б., Очерки об Армении. Ред.-сост. и автор вступит. ст. Г. Г. Тигранов, М., 1958; Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Очерки по истории армянской музыки 19–20 веков, М., 1959; Беляев В., Музыкальная культура Армении, в кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, М., 1963; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965; Музыкальная эстетика стран Востока, Л., 1967; на арм. яз. — Гапасакалян Г., Книга музыки, Константинополь, 1803; Tашчян Н., Учебник по армянской нотации, Вагаршапад, 1874; Тнтесян Е., Характеристика песен, Константинополь, 1874; Хисараян A., История армянской нотации и биографии музыкантов, Константинополь, 1914; Комитас, Лорийская пахотная песня…, Константинополь, 1914; Меликян С., Очерк истории арм. музыки, Ер., 1935; Комитас, Армянская крестьянская музыка, Париж, 1938; его же, Статьи и исследования, Ер., 1941; Левонян Г., Ашуги и их искусство, Ер., 1944; Атаян Р., Пособие по армянской нотации, Ер., 1950; его же, Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959; Гаспарян С., Myрадян М., Музыкальная культура Советской Армении, Ер., 1950; Мнацаканян А. Ш., Армянские средневековые народные песни, Ер., 1956; Шавердян А. И., Очерки по истории армянской музыки XIX–XX веков (Досоветский период), Ер., 1959; Геодакян Г., Романос Меликян, Ер., 1960; Кушнарёв X. С., Мурадян М. О., Геодакян Г. Ш., Очерк истории арм. музыки, Ер., 1963; Тахмизян Н., Страницы из армянской ранней средневековой муз. эстетики, «Известия АН Армянской ССР», 1961, No 2; его же, Страницы средневековой армянской муз. эстетики, «Эчмиадзин», 1963, No 11; его же, Месроп Маштоц и армянское церковное муз. искусство, Банбер Маденатарани, Ер., 1964, No 7; Tатсвосян A., Спиридон Меликян, армянская народная песня, Ер., 1964; Tигранян Г., Сто лет армянского муз. театра (1868–1968), Ер.,1968; Брутян Ц., Зарубежные армянские композиторы, Ер., 1968; Барсамян A., Арутюнян М., История армянской музыки, ч. 1, Ер., 1968; Комитасакян, сб. статей, Ер., 1969; Мурадян М., Армянская музыка в 19 и нач. 20 века, Ер., 1970; Брутян М., Армянское народное музыкальное творчество,. 1. Крестьянская песня, Ер., 1971; Музыка Советской Армении. Сб. статей, Ер., 1972.
Р. А. Атаян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.