Балетмейстер

Категории словаря
«Танцевальный класс». Эдгар Дега.

Балетмейстер (нем. Ballettmeister — мастер балета) — автор и режиссёр-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мьюзикле и др.

Как правило, балетмейстер владеет практическим опытом танцовщика-исполнителя и профессионально знает все виды сценического, народного и историко-бытового танца. Согласно специфике своего искусства, в условиях данного содержания и данного жанра, балетмейстер отражает действительность в системе хореографических образов создаваемого спектакля. Опираясь на коллизии литературного сценария (либретто), на тематическое развитие и структурные формы музыки, на принципы живописно-декоративного оформления спектакля, он создаёт режиссёрскую композицию сценического действия балета и его хореографический текст, пользуясь выразительными средствами танца и пантомимы.

В интересах художественного целого балетмейстер вступает на разных стадиях подготовки спектакля в активное содружество с композитором, дирижёром, художником, сценаристом, совершенствуя и уточняя в необходимых случаях отдельные слагаемые произведения.

Практическое воплощение замысла Б. непосредственно связано с танцовщиком-актёром, творческая индивидуальность к-рого часто отражается на конечном образном результате в балетном спектакле и в концертном номере. Иногда в постановке балета вместе с Б. участвует режиссёр драматич. сцены, к-рый в этих случаях становится соавтором Б.

Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) Б. возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки.

Существует также профессия балетмейстера-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, созданную балетмейстером-постановщиком. В СССР имеются балетмейстерские отделения в Ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского (с 1946) и в Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1962).

Литература: Новерр Ж. Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц., вступ. ст. и примечания Ю. И. Слонимского, Л.- М.], 1965; Лопухов Ф., Пути балетмейстера, [Берлин], 1925; его же. Шестьдесят лет в балете, М., [1966]; его же. Хореографические откровенности, М., 1972; Захаров Р.В., Искусство балетмейстера, М., 1954; Фокин М., Против течения, Л. — М., 1962; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. [Сб.], [Л. 1971]; Кари П., О балете, М. 1967; Красовская В. Статьи о балете. [Л., 1967]; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же. Статьи о балете. Л. 1980; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968.

B. M. Красовская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Абсолютный слух Термины и понятия
Сентиментализм Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Гобой Музыкальные инструменты
Камерный ансамбль Термины и понятия
Фламенко Термины и понятия
Микрофон Термины и понятия
Квинтет Термины и понятия
Рог Музыкальные инструменты
Партесное пение Церковная музыка
Epaulement, эпольман Балет и танец
Сюита Термины и понятия

Реклама