Gina Bachauer
В первой половине 20 века появление женщин-пианисток не было столь обычным явлением, как сейчас, в эпоху женской "эмансипации" на международных конкурсах. Но утверждение их в концертной жизни становилось тем более заметным событием. Среди таких избранных была и Джина Бахауэр, родители которой, выходцы из Австрии, проживали в Греции. Более 40 лет сохраняла она почетное место среди концертантов. Путь ее к вершине отнюдь не был усеян розами - трижды ей приходилось по сути дела начинать все сначала.
Первое музыкальное впечатление пятилетней девочки - игрушечное пианино, подаренное ей матерью к рождеству. Вскоре его заменило пианино настоящее, а в 8 лет она дала свой первый концерт в родном городе - Афинах. Два года спустя юная пианистка играла Артуру Рубинштейну, который посоветовал ей всерьез учиться музыке. Последовали годы занятий - сначала в Афинской консерватории, которую она окончила с золотой медалью по классу В. Фридмана, затем в парижской "Эколь нормаль" с А. Корто.
Едва успев дебютировать в Париже, пианистка вынуждена была вернуться домой, так как отец разорился. Чтобы содержать семью, пришлось на время забыть об артистической карьере и заняться преподаванием игры на рояле в Афинской консерватории. Джина поддерживала свою пианистическую форму без большой уверенности, что снова сможет концертировать. Но в 1933 году она попытала счастья на конкурсе пианистов в Вене и завоевала почетную медаль. В последующие два года ей выпало счастье общаться с Сергеем Рахманиновым и систематически пользоваться его консультациями в Париже и Швейцарии. А в 1935 году Бахауэр впервые выступила как профессиональная пианистка в Афинах с оркестром под управлением Д. Митропулоса. Столица Греции в то время считалась провинцией в смысле культурной жизни, но слух о талантливой пианистке стал постепенно распространяться, В 1937 году она выступает в Париже с Пьером Монте, затем концертирует в городах Франции и Италии, получает приглашение выступить во многих культурных центрах стран Ближнего Востока.
Начавшаяся мировая война и оккупация Греции фашистами вынудили артистку бежать в Египет. В годы войны Бахауэр не только не прерывает своей деятельности, но, напротив, всемерно активизирует ее; более 600 концертов она дала для солдат и офицеров союзных армий, боровшихся против гитлеровцев в Африке. Но лишь после того, как фашизм был побежден, пианистка начала свою карьеру в третий раз. В конце 40-х годов с ней познакомились многие европейские слушатели, а в 1950 году она выступила в США и, по словам известного пианиста А. Чесинса, "буквально загипнотизировала нью-йоркских критиков". С тех пор Бахауэр жила в Америке, где пользовалась широкой популярностью: в доме артистки хранились символические ключи от многих городов США, подаренные ей благодарными слушателями. Она регулярно приезжала в Грецию, где ее почитали как крупнейшую пианистку в истории страны, выступала в странах Европы и Латинской Америки; слушателям Скандинавии запомнились ее совместные концерты с советским дирижером Константином Ивановым.
Репутация Джины Бахауэр основывалась на несомненной самобытности, свежести и, пожалуй, как это ни парадоксально звучит, старомодности ее игры. "Она не вписывается ни в какую школу,- писал такой знаток фортепианного искусства, как Гарольд Шонберг.- В противоположность многим современным пианистам, она развилась в романтика чистой воды, несомненного виртуоза; как и Горовиц она - атавизм. Но в то же время ее репертуар необычайно велик, и она играет таких композиторов, которых нельзя, собственно говоря, назвать романтиками". Немецкая критика тоже утверждала, что Бахауэр - "пианистка в большом стиле виртуозной традиции XIX века".
Действительно, когда слушаешь записи пианистки, порой кажется, что она словно бы "опоздала родиться". Как будто все открытия, все течения мирового пианистического, шире,- исполнительского, искусства прошли мимо нее. Но потом понимаешь, что и в этом есть своя прелесть и своя первозданность, особенно когда артистка с большим размахом исполняла монументальные концерты Бетховена или Брамса. Ибо ей нельзя отказать в искренности, простоте, интуитивном ощущении стиля и формы, и вместе с тем отнюдь не "женской" силе и масштабности. Недаром Говард Таубмен писал в "Нью-Йорк таймс", рецензируя один из концертов Бахауэр: "Ее идеи идут от того, как произведение было написано, а не из тех представлений о нем, которые привнесены извне. У нее столько силы, что будучи в состоянии предложить всю необходимую полноту звука, она способна играть с исключительной легкостью и даже в самой бурной кульминации сохранять ясную связующую нить".
Достоинства пианистки проявлялись в очень широком репертуаре. Она играла десятки произведений - от Баха, Гайдна, Моцарта до наших современников, не имея, по ее собственным словам, определенных пристрастий. Но примечательно, что в ее репертуаре было немало произведений, созданных в XX веке,- от Третьего концерта Рахманинова, который справедливо считался одним из "коньков" пианистки, до фортепианных пьес Шостаковича. Бахауэр была первой исполнительницей концертов Артура Блисса и Микиса Теодоракиса, многих сочинений молодых композиторов. Уже этот факт говорит о ее способности воспринимать, любить и пропагандировать современную музыку
Григорьев Л., Платек Я.