Азербайджанская музыка

Категории словаря

Азербайджанская музыка

Отдельные сведения о развитии азербайджанской музыки дают наскальные рисунки, датируемые 5-3-м тысячелетиями до н. э., музыкальные инструменты, найденные при раскопках (духовой — из кости, типа балабана, 1 в. до н. э., и др.), изображения на керамических изделиях, сказания (героич. эпос «Китаби Деде Коркуд», 10–11 вв.). Музыкальная культура эпохи средневековья нашла отражение в произведениях Низами Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Физули, Хагани и др.

Азербайджанская музыка неотделима от муз. иск-ва др. народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким нац. своеобразием.

На протяжении мн. веков азерб. нар. музыка бытовала в рамках фольклорного иск-ва. Вок.-инстр. формы фольклора содержат элементы многоголосия. Своеобразие нар. музыки определяется прежде всего развитой ладовой системой. В неё входит 7 осн. ладов — раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумаюн и три побочных — шахназ, сарендж, чаргях иного вида. Издавна считалось, что каждый из ладов имеет определённый образно-эмоциональный смысл. Раст воплощает мужество, энергию; чаргях — страстность, возбуждённость; шуштэр — глубокую печаль; сегях — «лад любви» (не случайно, что сегях является интонац. основой большинства любовно-лирич. песен) и т. д. Каждый лад представляет собой строго организованный звукоряд, имеющий прочную тонич. опору (майе), а каждая ступень лада — свою мелодич. функцию. Лады делятся на относительно самостоятельные разделы (шобе). Практически нар. лады существуют в виде суммы определённых попевок, интонаций и чётких каденционных завершений. Уже в ср. века исследованиями азерб. ладов занимались Сафи-ад-дин Абд аль-Мумин аль-Урмави, Абдул Кадир Мараги, написавшие трактаты о ладах, муз. формах и ритмич. особенностях нар. музыки. На рубеже 19–20 вв. вклад в муз. науку о ладах внёс Навваб Мир Мохсин Шушинский.

Теория азерб. ладов на основе современного музыкознания разработана композитором У. Гаджибековым в труде «Основы азербайджанской народной музыки» (1945).

Нар. музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Особенно богато песенное творчество, отразившее разл. стороны жизни народа.

Оно включает в себя песни трудовые («Зехметин ишыги» — «Лучи труда», «Бичинчи негмеси» — «Песня косаря», и др.), исторические («Гачаг Наби», «Пияда Кёр-оглы» — «Пеший Кёр-оглы», и др.), лирические («Бу гелен яра бензер» — «Ты похожа на возлюбленную», «Ай, бэри бах» — «Глянь сюда», «Галанын дибиндэ» — «У подножия крепости», «Ай, лачын» — «О, сокол», и др.), обрядовые («Эй, лалла» — свадебная, и др.), шуточные («Ери, ери» — «Иди, иди», и др.) и др. Мелодика песен почти всегда характеризуется нисходящим движением, вариантным развитием заглавных попевок. Исключительно богата метроритмика песен, подчинённая тактовым размерам — 6/8, 3/4, 2/4. Песни исполняются соло, реже — хором (в основном в унисон).

Танц. музыка представлена женскими танцами — медленно лирическими («Тураджи» «Узундара» и др.) или радостно-оживлёнными («Терэкэмэ» и др.), мужскими — торжественно-величавыми («Мирзаи» — танец мудрости, исполняется стариками, и др.), зажигательно-вихревыми («Гайтаты», «Аскерани» и др.). Широко распространены танцы коллективные — яллы (праздничная хороводная пляска, исполняемая на открытом воздухе), джанги (воинственный мужской танец). Характерный тактовый размер танц. мелодии — 6/8, отличающийся разнообразием и остротой ритмич. фигур (часты пунктирные ритмы, синкопы).

Иск-во ашугов включает в себя крестьянский фольклор. Оно импровизационно, но имеет определённые стилистич. признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.). Существует неск. десятков классич. ашугских мелодий, причём каждая может исполняться на разные тексты (гахраманы — героич. песня, гёзелемме — лирич. песня-восхваление и др.). В репертуар ашугов входят дастаны (сказания) героические («Кёр-оглы» и др.) и лирические («Асли и Керем», «Ашуг-Гариб» и др.), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнование ашугов). Ашуги аккомпанируют себе на сазе, 3 струны к-рого чаще всего настроены в кварто-квинтовом соотношении (это создаёт несложную форму гармонического многоголосия). Среди выдающихся ашугов прошлого — Гурбани, А. Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.); современности — А. Рзаев, М. Байрамов, И. Юсифов, Ш. Годжаев и др. С развитием городской культуры в ср. века связано возникновение мугамов — вок.-инстр. циклич. пьес с контрастным сопоставлением импровизационно-речитативных разделов и чётких, закруглённых песенно-танц. мелодий (тэсниф — песня в мугаме, ренг — инстр. эпизод). Каждая пьеса строится в одном из азерб. ладов и носит соответствующее название: «Раст», «Шур», «Сегях», «Чаргях», «Баяты-шираз», «Шуштэр», «Хумаюн» и т. д. Исполнители их — музыканты-профессионалы — входят в вок.-инстр. ансамбли сазандари в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист, бубнист. Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вок. мелодии, имитационное построение партии тара и кеманчи. Контрастность мелодич. линий возникает в разновидности этого жанра — зерби-мугамах, в к-рых импровизационная вок. партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инстр. сопровождения («Эйраты», «Аразбары» и др.). Известные мугаматисты 19–20 вв. — певцы Гаджи Гули, Кечачи Мамед, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реформатор тара и основатель школы совр. игры на этом инструменте), К. Примов, М. Мансуров, А. Бакиханов. В нач. 20 в.особую популярность имел ансамбль, в к-рый входили Д. Карягды, К. Примов, С. Оганезашвили (кеманчист); ансамбль концертировал и за пределами Азербайджана (Варшава, Киев, Петербург и др.). Среди совр. мугаматистов — певцы X. Шушинский, А. Алиев, С. Кадымова, Ш. Алекперова, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха, в частности из г. Шуши.

Разнообразны азерб. муз. инструменты (ок. 60). Широко распространены духовые — тутэк, баламан, или балабан, зурна; струнно-щипковые — тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз — маленький саз, бейюк-саз — большой саз, голтух-саз — подмышечный саз), уд, канон; струнно-смычковые — кеманча; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Среди старинных инструментов, вышедших из обихода,- мусигар. нэсрир, пейпур, эрганун (духовые); чаганэ, пандура (струнно-смычковые); бербет, руд, рубаб, канун, чянг (струнно-щипковые); тэбль, кус, думбек (ударные).

С кон. 19 в.в Азербайджан интенсивно проникает европ., в особенности рус. муз. культура. В Баку создаются симф. оркестр, частная оперная труппа, филиал РМО. В Шуше организуется кружок муз. и лит. деятелей, поставивший в 1897 первый в Азербайджане муз. спектакль «Смерть Меджнуна на могиле Лейли».

В нач. 20 в.в условиях общественно-политич. и культурного подъёма У. Гаджибековым закладываются основы совр. муз. культуры Азербайджана. Формирование проф. азерб. музыки тесно связано с развитием муз. т-ра. Опера Гаджибекова «Лейли и Меджнун» по одноим. поэме Физули (пост. 1908) явилась первой нац. оперой и положила начало жанру мугамной оперы. В этом жанре написаны и др. оперы Гаджибекова. Роль обычных муз.-сценич. форм в них выполняли мугамы, взятые в своём подлинном виде. Гаджибеков создал муз. комедии (здесь композитор прежде всего опирался на нар. песню), содержащие элементы социальной сатиры. Особенно широкую известность получила оперетта «Аршин мал алан» (пост. 1913). Среди первых азерб. композиторов: М. Магомаев — дирижёр и автор мугамной оперы «Шах Исмаил» (пост. 1919), З. Гаджибеков — автор мугамной оперы «Ашуг-Гариб» (пост. 1916) и муз. комедий. Становлению нац. муз. т-ра способствовали актёр и режиссёр Г. Араблинский, артисты оперы и драмы Г. К. Сарабский, М. X. Терегулов, Г. А. Гаджибабабеков, М. А. Алиев, А. Агдамский, М. Т. Багиров.

Великая Oкт. социалистич. революция открыла огромные перспективы для развития культуры Азербайджана. У. Гаджибеков, М. Магомаев и др. в своих произв. стремились к органич. связи нац.-своеобразных форм с достижениями мирового муз. иск-ва. Важным завоеванием явилось создание основ проф. муз. образования. В республике открываются консерватория (1921, ныне им. У. Гаджибекова), муз. техникум и муз. школы. В 1938 при консерватории создана школа-десятилетка (ныне им. Бюль-Бюля). Педагогич. работу вели видные композиторы и теоретики Л. М. Рудольф, П. Б. Рязанов, Л. Е. Аб, Б. В. Карагичев, Н. С. Чумаков, Б. И. Зейдман, певцы Н. И. Сперанский, М. А. Колотова, В. А. Никольский, Н. Р. Валацци, пианисты М. Л. Прессман, И. С. Айзберг и др. Введённые по инициативе У. Гаджибекова в учебных заведениях классы игры на нар. инструментах по нотам (сначала в специальной школе, организованной им же в 1922) во многом способствовали приобщению азербайджанских учащихся к мировой музыкальной культуре.

Декретом Совнаркома Азерб. ССР Бакинский оперный т-р, существовавший ещё до революции, в 1920 был объявлен государственным (см. Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), первым его худож. руководителем и гл. дирижёром стал М. Магомаев. В 1926 У. Гаджибеков организовал первый многоголосный хор, в 1931 — первый оркестр нар. инструментов, в к-ром исполнители играли по нотам. В 1936 создаются Азерб. гос. хор, филармонии (в Баку и Кировабаде), Ансамбль песни и танца, в 1938 — симф. оркестр под упр. Ниязи, Т-р муз. комедии (ныне им. Ш. Курбанова). Открывается муз. изд-во (1923, в 1927 издан первый сб. азерб. нар. песен, записанных и обработанных У. Гаджибековым и М. Магомаевым), хореографич. уч-ще, организуется Союз композиторов Азербайджана (1934). В 1939 открыт Дом нар. творчества.

В 20-е и нач. 30-х гг.в А. м. возникают новые жанры. В творчестве У. Гаджибекова и М. Магомаева широкое развитие получила массовая песня. А. Зейналлы создал первые образцы нац. романса. Появляются первые симфонические (М. Магомаев и А. Зейналлы) и камерные (А. Зейналлы, У. Гаджибеков) произв., музыка к драматич. спектаклям и фильмам (М. Магомаев, А. Зейналлы). От простого, «цитатного» использования нар. мелодий композиторы переходят к разработке нац.-своеобразных черт фольклорного творчества.

В 30-е гг.в центре внимания азерб. композиторов — опера. Р. М. Глиэр написал для азерб. т-ра оперу «Шахсенем» (пост. 1927; 2-я ред. пост. 1934), приблизившую А. м. к решению сложных профессиональных задач. Первой оперой азерб. композитора, основанной на классич. муз.-сценич. формах, была «Нэргиз» Магомаева (пост. 1935), отразившая революционные события в Азербайджане 1920-х гг. В интонационном строе оперы сочетались черты нар. иск-ва и сов. массовой песни. Высшее достижение А. м. этого периода — опера «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (пост. 1937) — монументальная нар.-героич. эпопея (в основе сюжета — ашугское сказание), в к-рой композитор выступил как художник-новатор, применив многоголосные формы классич. полифонии и гармонии. Центральное место в произведениях занимают широко развёрнутые хоровые сцены.

В 1940 поставлен первый нац. балет «Кыз каласы» («Девичья башня») Бадалбейли на сюжет нар. легенды; в 1938 — первая азерб. муз. комедия на совр. тему «Пятирублёвая невеста» Рустамова. Муз.-сценич. творчество азерб. композиторов способствовало развитию исполнительского иск-ва. Широкую известность приобрели основоположники совр. нац.-вок. школы — Ш. Мамедова и Бюль-Бюль (Р. Maмедов), певцы Ф. Мухтарова, А. Рзаева и др., а также первая азерб. артистка балета Г. Алмасзаде. Успехи муз. культуры Азербайджана были продемонстрированы на Декаде азерб. иск-ва и лит-ры в Москве (1938).

Тема героич. борьбы с фашистскими оккупантами в годы Великой отечеств. войны 1941–45 нашла отражение в операх «Гнев народный» Бадалбейли и Зейдмана (пост. 1941), «Вэтэн» («Родина») К. Караева и Дж. Гаджиева (пост. 1945). На сюжет одноимённой поэмы Низами была пост. опера Ниязи «Хосров и Ширин» (1942). Интенсивно развивалось симфоническое творчество. К. Караев, Дж. Гаджиев, С. Гаджибеков создали первые азерб. симфонии. В области массовой песни плодотворно работали У. Гаджибеков и С. Рустамов. В творчестве У. Гаджибекова возник новый жанр камерной вок. музыки — романс-газелла, выросший на основе стихотворных форм вост. поэзии. Новые жанры появляются и в музыке для оркестра нар. инструментов (произв. У. Гаджибекова и С. Рустамова и др.). Развитие азерб. муз. культуры этого периода подытожила Декада музыки республик Закавказья (1944, Тбилиси).

В кон. 40 — нач. 50-х гг.широко развёртывается творч. деятельность композиторов К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, С. Гаджибекова, Дж. Джангирова, С. Рустамова, Т. Кулиева и др., занимающих видное место в сов. муз. культуре. Осваивая достижения классич. и совр. музыки, они нашли новые пути развития нац. традиций. значит. событием явилась опера Ф. Амирова «Севиль» (1-я ред. пост. 1953) по мотивам одноим. пьесы Дж. Джабарлы — первая азерб. лирико-психологич. опера на совр. сюжет. Лирич. оперу «Низами» написал Бадалбейли (пост. 1948). Современности посвящён балет «Гюльшен» С. Гаджибекова (пост. 1950). Новым этапом в развитии этого жанра стал балет «Семь красавиц» Караева (пост. 1952), раскрывший гуманистич. сущность образов поэмы Низами. Музыка балета отличается богатством симф. развития, ярко индивидуальным преломлением черт азерб. нар. музыки.

Совр. тема прочно вошла в азерб. оперетту с произв. С. Гаджибекова («Кызыл гюль» -«Красная роза», пост. 1940), Ф. Амирова («Гёзюн айдын» — «Добрая весть», пост. 1946), С. Рустамова («Дурна», пост. 1947), С. Алескерова («Улдуз»- «Звезда», пост. 1948).

Высокого подъёма достигла в кон. 40 — нач. 50-х гг.симф. музыка. В творчестве азерб. композиторов нашли отражение разл. типы симфонизма. К. Караев, более всего тяготея к конфликтно-драматич. образности (2-я симфония, 1946; поэма «Лейли и Меджнун», 1947), вместе с тем создаёт и произв. картинно-жанрового характера («Албанская рапсодия», 1952). Для Ф. Амирова характерны жанрово-лирич. симфонизм, романтич. патетика (концерт для фп. с оркестром нар. инструментов, соавтор А. Бабаев, 1946; струн. симфония «Низами», 1947; сюита «Азербайджан», 1950). В творчестве Амирова возникает новый жанр симф. мугамов — «Шур», «Кюрд Овшары» (1948). К сфере эпико-драматич. симфонизма относятся произв. Дж. Гаджиева, воплощающие образы большого общественного звучания (поэма «За мир», 1951; 3-я и 4-я — «Памяти Ленина» симфонии, 1947 и 1956) и др. Ценным вкладом в развитие национального симфонизма являются произведения С. Гаджибекова (симф. картина «Караван», 1945; 2-я симфония, 1946; Увертюра, 1956). Симф. произв. созданы Ниязи (мугам «Раст», 1949), Дж. Джангировым (вок.-симф. поэма «По ту сторону Аракса», 1949; концерт для скрипки с оркестром, 1951), Р. Гаджиевым («Молодёжная симфония», 1954; концерт для скрипки с оркестром, 1952), М. Ахмедовым (симфония «Памяти 26 бакинских комиссаров», 1949) и др.

Возрос интерес к камерной музыке. Среди лучших её образцов — струн. квартет a-moll, 4 тетради прелюдий для фп. Караева; 12 миниатюр для фп., «Посвящение У. Гаджибекову», элегия «Памяти А. Зейналлы» для камерного ансамбля Амирова; «Баллада» для фп. Дж. Гаджиева; пьеса для струн. квартета С. Гаджибекова и др. На основе фольклорного иск-ва созданы песни С. Рустамова («Сумгаит», «Сурейя», «Комсомол», «Я голосую за мир»). В песенном творчестве Т. Кулиева слились ладово-интонационные особенности нар. музыки и советской лирич. песни. Широко популярны также песни А. Рзаевой, А. Гусейнзаде, Р. Гаджиева, Г. Гусейнли, Дж. Джангирова и др. Среди композиторов, создавших музыку к драматич. спектаклям и фильмам: К. Караев, Ф. Амиров, С. Гаджибеков, Т. Кулиев, З. Багиров и др.

Успехи исполнительского иск-ва этого периода связаны с деятельностью дирижёра Ниязи, певцов — Бюль-Бюля, Р. Бейбутова, А. Буниатзаде, А. Дроздова, В. Садыхова, Г. Гасановой, Ф. Ахмедовой и др., струн. квартета в составе А. Алиева, М. Тагиева, Р. Сеидзаде, С. Алиева.

Во 2-й пол. 50-60-х гг. А. м. выдвигается на арену мирового муз. иск-ва. Композиторскую школу республики возглавляет К. Караев, произведения к-рого характеризуются соединением нац. черт и стилевых особенностей совр. муз. иск-ва. Творчество Караева оказало существенное воздействие на поколение композиторов, начавших свой творческий путь в конце 50-х гг.и в 60-е гг. Их стремление к обновлению муз. яз., поиски новых средств выразительности связаны с задачами глубоко отразить содержание жизненных процессов. В различных жанрах они раскрывают значительные темы. Одно из выдающихся произведений этих лет в области муз. т-ра — балет «Тропою грома» Караева (пост. 1958, Ленингр. т-р оперы и балета) на тему борьбы колониальных народов за своё освобождение. Явления дореволюционной азерб. действительности воссозданы в балете «Чернушка» Аббасова по одноим. повести С. Ахундова (пост. 1965). Широкую популярность завоевал балет А. Меликова «Легенда о любви» на сюжет пьесы Н. Хикмета (пост. 1961, Ленингр. т-р оперы и балета). Т. Бакиханов посвятил балет «Каспийская баллада» героич. жизни бакинских нефтяников (1968). Балет о далёком прошлом написал Ф. Караев — «Тени Кобустана» (пост. 1969).

Мн. оперные произв. азерб. композиторов основаны на устоявшихся муз.-сценич. формах. Это — «Азад» Джангирова (пост. 1957), «Багадур и Сона» Алескерова (пост. 1961), «Вагиф» Мустафаева (пост. 1960), детская опера-балет «Лиса и Волкодав» И. Мамедова (пост. 1963) и др.

В опереттах преобладают сюжеты, связанные с бытом и трудовыми буднями сов. людей, — «Ромео — мой сосед» Р. Гаджиева (пост. 1961), «Одна минута» Ханмамедова (пост. 1961), «Не быть тебе милой моей» Аббасова (пост. 1963), «Свекровь» Багирова (пост. 1964), «Одно слово твоё» Кулиева (пост. 1967). Находят отражение и др. сюжеты — «Путешествие Гаджи Керима на луну» Рзаева (пост. 1962), «Куба — любовь моя» Р. Гаджиева (пост. 1963), «Нищий сын миллионера» Алескерова (пост. 1966).

Наиболее ярко новаторские тенденции проявились в симф. музыке К. Караева — «Дон Кихот», 1960; 3-я симфония, 1965; концерт для скрипки с оркестром, 1967. Симф. творчество Амирова продолжает развиваться в сфере жанрово-лирич. образов («Азербайджанское каприччио», 1962). В соавторстве с Э. Назировой им написан концерт для фп. с орк. на арабские темы (1957). Усложняется образно-эмоциональный строй музыки С. Гаджибекова (концерт для симф. оркестра, 1964). Знаменателен опыт Г. Ханмамедова, написавшего концерты для тара и симф. оркестра (1952, 1967). Традиции мастеров старшего поколения в области симф. музыки плодотворно развивают X. Мирзазаде, А. Меликов, B. Адигезалов, А. Рзаев, Ф. Рзаев, М. Мирзоев, Н. Аливердибеков, Н. Мамедов, О. Зульфугаров, Э. Махмудов, Т. Бакиханов, А. Ализаде.

Вок.-симф. сочинения крупных форм созданы Дж. Джангировым — оратория «Сабир» (1962), кантата «Физули» (1959). Среди произв. этого жанра — хор. мугам «Баяты-шираз» Аливердибекова и оратория «Октябрь» Мустафаева (1967).

В камерных произв. К. Караева проявилось тяготение к формам старых классич. мастеров. Популярными стали также камерные произв. Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, X. Мирзазаде, А. Рзаева, М. Мирзоева, Т. Бакиханова, М. Кулиева и др. Произв. для детей написаны М. Насирбековым, М. Ахмедовым, З. Багировым, А. Аббасовым, Э. Назировой и др. В обл. музыки для оркестра нар. инструментов сочинения создали С. Гаджибеков, Дж. Джангиров, С. Рустамов.

Увеличился круг авторов песен. Мн. песен создали C. Алескеров, А. Аббасов, Г. Ханмамедов, Ш. Ахундова, О. Зульфугаров, Р. Мустафаев, Н. Мамедов, А. Султанова, О. Никольская, Ф. Кулиева, Т. Гаджиев, Р. Миринели и др. Большой вклад внесён азерб. композиторами в области музыки к фильмам (К. Караев, Ф. Амиров, Т. Кулиев, Дж. Джангиров и др.) и драматич. спектаклям (К. Караев, С. Гаджибеков и др.).

В 60-е гг.в Азербайджане организованы новые исполнительские коллективы: Камерный оркестр под рук. Н. Рзаева (1964), Хоровая капелла под рук. Э. Новрузова (1966), «Театр песни» под рук. Р. Бейбутова (1967), нар.-исполнительские (под рук. А. Бакиханова и Э. Дадашева) и эстрадные ансамбли (среди них вок. квартет «Гая»).

Наряду с дирижёрами Ниязи, А. Бадалбейли, А. Гасановым, С. Гаджибековым, А. Исрафилзаде выступают Р. Абдуллаев и К. Аливердибеков. Выдвинулись певцы Л. Иманов, М. Магомаев, Р. Атакишиев, пианисты Т. Махмудова, З. Алиева, скрипач С. Ганиев и другие.

В 50-60-е гг.значит. развитие получило музыковедение, представленное работами Э. А. Абасовой, И. В. Абезгауз, Д. X. Данилова, А. А. Исазаде, М. С. Исмайлова, Л. В. Карагичевой, К. А. Касимова, С. Д. Касимовой, X. Г. Меликова, Р. Д. Фархадовой, Э. М. Эльдаровой и др. В 1945 учреждён Научно-исследовательский ин-т азерб. иск-ва им. У. Гаджибекова АН Азерб. ССР (ныне Ин-т архитектуры и иск-ва).

Литература: Корганов В., Кавказская музыка, Тифлис, 1900; Востриков П., Музыка и песня у азербайджанских татар. Сб. материалов для описания местностей и племён Кавказа, вып. 42, Тифлис, 1912; Мамедова Ш., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Xубов Г., Музыкальная культура в Азербайджане, «СМ», 1937, No 10–11; Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Кривоносов В., Ашуги Азербайджана, «СМ», 1938, No 4; Гаджибеков У., В старом и новом Азербайджане, там же, 1938, No 2; Виноградов В., Истоки азербайджанской национальной оперы, там же, 1938, No 3; Xубов Г., Искусство азербайджанского народа, там же, 1938, No 4; Гаджибеков У., Пути советской оперы, «СМ», 1939, No 5; его же, Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, М., 1957; Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны. Сб. статей, Баку, 1945; Гаджибеков У., Расцвет музыкальной культуры Советского Азербайджана, «Изв. АН Азерб. ССР», 1947, No 10; Эльдарова Э., Некоторые вопросы ашугского искусства, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1, Баку, 1949; Касимов К., Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII в., в сб.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949, с. 5–63; Hестьев И., Pере В., Прекрасный расцвет азербайджанской музыки, «СМ», 1949, No 12; Касимов К., Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Карагичева Л., Композиторская молодёжь Азербайджана, «СМ», 1952, No 9; Житомирский Д., Багиров З., Музыка Советского Азербайджана, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Данилов Д., Заметки об азербайджанском симфонизме, «СМ», 1956, No 8; Шостакович Д., Съезд композиторов Азербайджана, там же, 1956, No 6; Абасова Э., Мамедов Н., Мугамы в творчестве азербайджанских композиторов, в сб.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; Зейдман Б., О работе азербайджанских композиторов над оперной и балетной драматургией, там же; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, Баку, 1957; Шостакович Д., Отличная композиторская школа, «Дружба народов», 1957, No 11; Данилов Д., Перед азербайджанской декадой, «СМ», 1957, No1;Исмаилов М. С., Метроритмические особенности азербайджанской народной музыки, «Искусство», Баку, 1957, No 7 (на азерб. яз.); Абезгауз И., Новинки азербайджанской музыки, «СМ», 1958, No 1;Мехтиева Н., Образ Ленина в творчестве азербайджанских композиторов, «Искусство», Баку, 1958, No 3 (на азерб. яз.); Xалилов Р., Композиторы Азербайджана, Баку, 1959; Заслуженный коллектив Азербайджанской ССР. Государственный ансамбль песни и танца, сост. Гаджибеков С., Кулиев Т., Баку, 1959; Азербайджанская государственная филармония им. М. Магомаева, сост. Гаджибеков С., Кулиев Т., Баку, 1959; Абезгауз И., В азербайджанской опере, «СМ», 1959, No 4; Керимов К., Оркестр азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959; Касимов К., О ранних нотных записях азербайджанских песен, «Доклады АН Азерб. ССР», 1959, No 18; Абасова Э. Исполнители Азербайджана, «СМ», 1960, No 4; Исазаде А. И., Из истории профессиональной музыкальной жизни дореволюционного Баку, «Изв. АН Азерб. ССР», 1960, No 5; его же, Камерно-инструментальные ансамбли в творчестве азерб. композиторов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1960, No 3 (на азерб. яз.); Исмайлов М., Жанры азербайджанской народной музыки, Баку, 1960 (на азерб. яз.); Касимов К., Музыка Азербайджана, Баку, 1960; Абасова Э., Азербайджанский народный оркестр, «СМ», 1961, No 1; Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961; Исазаде A., Инструментальное творчество композиторов Советского Азербайджана (для струнно-смычковых инструментов), Баку, 1961 (на азерб. яз.); Исазаде A., Произведения малой формы композиторов Азербайджана для струнно-смычковых инструментов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1961, No 1 (на азерб. яз.); Касимова С., Черты народности в музыкальном языке опер азербайджанских композиторов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1961, No 12, с. 73–84; Абасова Э., Музыкальная культура республик Закавказья, Баку, 1962 (на азерб. яз.); Эльдарова Э., Из истории азербайджанского ашугского искусства, «Искусство Азербайджана», т. VIII, Баку, 1962; Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана в XVI—XVII вв., в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962; Карагачева Л., На съезде композиторов Азербайджана, «СМ», 1962, No 5;МамедбековД., К вопросу о классификации азербайджанских мугамов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1963, No 1; Касимов К., Азербайджанский фольклор, в кн.: Народы мира, т. 1, ч. 2, М., 1963; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Учёные записки Азерб. Гос. Консерватории, вып. 1, Баку, 1964; Данилов Д., Азербайджанская музыка и русская культура, «Литературный Азербайджан», 1964, No 3; Учёные записки Азерб. Гос. Консерватории, вып. 2, Баку, 1965; Летопись муз. жизни Азербайджана (1920–1926), сост. А. Исазаде, Баку, 1965; Музыка и жизнь. Сб. статей, Баку, 1965 (на азерб. яз.); Абасова Э., Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1–3, М., 1966–1971; Касимов К., Исазаде А. (сост.), Искусство Азербайджана. Сб. статей, Баку, 1968; Абасова Э., Касимов К., Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана. 1920–1956, Баку, 1970.

Э. А. Абасова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Азербайджанский балет

реклама

вам может быть интересно

Какофония Термины и понятия
Подтекстовка Термины и понятия

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Мелопласт Термины и понятия
Пастурель Музыкальные жанры
Построение Теория музыки
Гонг Национальные культуры
Премии музыкальные Термины и понятия
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец
Форма музыкальная Термины и понятия
Симфонический танец Балет и танец
Литовская музыка Национальные культуры

Реклама