
Жоскен Депре — выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г. В миланском соборе он прослужил с небольшими перерывами с 1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе влиятельного кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда он был певчим папской капеллы в Риме.
В возрасте примерно 60 лет Жоскен возвращается во Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из… одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского общества.
В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. (Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в начале 1505 г.
Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л’Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.
Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс (самые известные — «Вооруженный человек», «Pange lingua» и «Месса о благословенной Деве»), более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты — т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки, нередко опирается на народные песню и танец.
Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в. Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: «Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты».
С. Лебедев
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Жоскен де Пре (фр. Josquin des Prez, Josquin Desprez; ок. 1440, Пикардия — 27 VIII 1521 или 1524, Конде-сюр-Эско) — франко-фламандский композитор.
Возможно, ученик Я. Окегема. С юных лет церковный певчий. Служил в различных городах Италии (в 1486–99 певчий папской капеллы в Риме) и Франции (Камбре, Париж). Был придворным музыкантом Людовика XII; получил признание как мастер не только культовой музыки, но и светских песен, предвосхищавших французский шансон. Последние годы жизни настоятель собора в Конде-сюр-Эско.
Жоскен Депре — один из величайших композиторов эпохи Возрождения, оказавший разностороннее влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Творчески обобщив достижения нидерландской школы, он создал проникнутые гуманистическим мироощущением новаторские сочинений духовных и светских жанров (мессы, мотеты, псалмы, фроттолы), подчиняя высокую полифоническую технику новым художественным задачам.
Мелодика его произведений, связанная с жанровыми истоками, богаче и многограннее, чем у более ранних нидерландских мастеров. «Прояснённый» полифонический стиль Жоскена Депре, свободный от контрапунктической усложнённости, явился поворотным пунктом в истории хорового письма. Полное собрание сочинений Жоскена Депре издаётся в Амстердаме (до 1969 вышли 55 выпусков; перепечатано в Лейпциге).
Литература: Грубер Р. И., Жоскен де Пре (Жизнь и творчество), в его кн.: История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М., 1941, с. 420–461.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.